Развитие и формирование личности депривированного ребёнка

Материалы » Влияние депривации на психическое развитие личности в детском возрасте » Развитие и формирование личности депривированного ребёнка

Страница 3

Недостаточное удовлетворение потребности во внимании и доброжелательности со стороны взрослого, дефицит эмоционального общения приводят к тому, что ребенок и во втором полугодии своей жизни стремится к ласке, выраженной в примитивной форме физического контакта, и не принимает предлагаемого ему сотрудничества.

Материнская депривация в детском и подростковом возрасте приводит к искажению центральной составляющей Я-концепции, образу Я, которое выражается в явном или скрытом безразличии к окружающим, пренебрежительном или враждебном отношение к ним, отсутствии уважения к индивидуальным потребностям других людей, тревожное поведение. [16]

Дефицит общения со взрослым может в некоторой степени компенсироваться контактом со сверстниками. Однако чтобы присутствие сверстника способствовало развитию и содержательному наполнению контактов, такое общение требует организации и контроля со стороны взрослого. Развитие общения как со взрослыми, так и со сверстниками во многом обусловлено особенностями эмоционального статуса ребенка в условиях депривации.

Проявляя свое эмоциональное отношение, по мнению Г.Г. Филипповой, взрослый формирует у ребенка потребность в эмоциональном взаимодействии, которое является содержанием первой формы общения – ситуативно-личностной. Эмоциональная депривация ребенка в этом возрасте ведет к задержке и искажениям развития не только общения, но и всей эмоционально-личностной сферы. Роль эмоционального общения в предупреждении и терапии депривационных последствий (госпитализм и его более мягкие формы) состоит не только в развитии самого общения и всех остальных форм деятельности, но и в формировании и поддержании стабильного, благополучного (а точнее – эмоционально-положительного) состояния ребенка. [34]

Последовательно обратившись к рассмотрению материнской и эмоциональной депривации, стоит упомянуть и о депривации отцовской.

Отечественные педагоги и психологи также постоянно подчеркивали значение отца в семейной социализации. Отмечается, что в воспитании сына отцу принадлежит особая роль. Согласно мнению Т.В. Андреевой, значимость личности отца, прежде всего в том, что для сына он представляет эталон мужчины. Образцы поведения отца, копируемые ребенком, формируют нравственный облик, способы поведения мальчика. [4] Отцовская депривация оказывает сильное негативное дезадаптивное влияние на еще неустойчивую психику ребенка, нарушает его социальную идентификацию. [30]

Итак, стимулирующую развитие ребёнка среду создают заботящиеся о нём взрослые. Наиболее благоприятной для оптимального интеллектуального роста служит умеренно обогащённая среда, в которой дети играют со стимулирующими их развитие предметами незадолго до того срока, когда они обычно научаются ими пользоваться. [36] Й. Лангмейер и З. Матейчек также отмечают, что главной тенденцией человека является его потребность в активном контакте со средой, причем постоянно на новом уровне. [18]

В случае сенсорной депривации ребенок испытывает сенсорный голод, не получает достаточного количества стимулов – зрительных, слуховых, осязательных и др. [2]

Такая обедненная среда вредна для человека в любом возрасте, но для ребенка особенна губительна. Советские ученые под руководством Н.М. Щелованова, изучавшие эту проблему, установили, что те участки мозга ребенка, которые не упражняются, перестают нормально развиваться и начинают атрофироваться. Н.М. Щелованов писал, что если ребенок находится в условиях сенсорной изоляции, то происходит резкое отставание и замедление всех сторон развития, своевременно не развиваются движения, не возникает речь, отмечается торможение умственного развития. [31]

У детей должна быть возможность через двигательную активность преобразовывать действительность, влиять на окружающую среду. Уже на первом месяце жизни младенцы проявляют сильное беспокойство при ограничении движений. Если ребенок находится в условиях хронической гиподинамии, то у него развивается эмоциональная вялость и возникает компенсаторная двигательная активность – раскачивание из стороны в сторону, сосание пальцев и т.д. Эти движения довольно быстро закрепляются и мешают прогрессивному развитию всей двигательной сферы. А.М. Муфтеева указывает на то, что развитие движений в детстве имеет интимную связь с формированием ядра личности – чувства Я, образа Я. Важнейшим моментом развития самосознания человека является период, когда ребенок начинает ощущать себя причиной и источником собственных действий. [27]

Очень важно также подкрепление, получаемое ребёнком, за осуществление той или иной активности. Если дети не получают непосредственного поощрения в форме последовательной и сопряженной обратной связи за появление у них двигательных, речевых и социальных достижений, то в дальнейшем они прекращают свои попытки влиять на окружение, зачастую проявляя пассивность или агрессию в ответ на неспособность изменить окружающую среду и вызванное этим состояние фрустрации. [36]

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Гендерная социализация как условие формирования гендерного дисплея в юношеском возрасте
Каждый период жизни ставит перед человеком задачи развития, требующие для своего решения новых навыков и иного отношения. Большинство психологов утверждают, что подрастающее поколение неизбежно сталкивается с двумя важными задачами: Дост ...

«Подростковый комплекс» эмоциональности
Резко выраженные психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Он включает в себя перепады настроения — от безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряд других полярных качеств, выс ...

Особенности игровой деятельности умственно отсталых детей
Игра должна быть ведущей деятельностью, обесп6ечивающей зону ближайшего развития, оказывающей развивающие воздействие на складывание психологического облика умственно отсталого ребёнка. Среди множества причин, тормозящих самостоятельное, ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru