Развитие и формирование личности депривированного ребёнка
В.А. Гурьева определяет социальную депривацию как недостаточность контактов с окружающей средой, влияющих на психическое развитие ребенка, и отмечает, что она влечёт за собой нарушение социальной адаптации, может привести к возникновению депрессий, тяжелых неврозов и психогенных психозов. [15]
Истории известны довольно большое количество случаев развития детей в изоляции от человеческого общества. Это так называемые дети-маугли и «волчьи» дети.
Во всех подобных случаях дети при их нахождении людьми демонстрировали уровень психического развития, совершенно не соответствующий возрастной норме. После возвращения к людям они приобретали некоторые человеческие навыки, но прогресс шел чрезвычайно медленно. При максимально благоприятных условиях и усиленном обучении такие дети тем не менее не достигали в своем психическом развитии того, что характерно для каждого психически здорового ребенка при обычном воспитании. Никто из них так и не стал по-настоящему человеком.
Социальная депривация в условиях семьи носит менее глобальный характер. Так, если ребенок не имеет опыта общения с представителями тех или иных социальных ролей (отцом, матерью, братьями и сестрами, сверстниками), он будет менее успешен в понимании других людей, предвосхищении их поведения и, следовательно, в построении коммуникаций с ними. Все это в дальнейшем в той или иной степени повлияет на эффективность его общения и деятельности. [2]
В ситуации социальной депривации потребность в общении становится все более актуальной. Как дети, так и взрослые люди, оказавшиеся в условиях изоляции иногда находят выход – «создают» собеседника, персонифицируя живые или неживые объекты. [31]
В заключение следует рассмотреть влияние экзистенцианальной депривации на психическое развитие ребёнка.
Экзистенциальная изоляция является в определенном смысле «расплатой» за личностный рост. Развитие предполагает отделение, автономию, переход в режим самоуправления. Вначале ребенок постепенно выходит из-под опеки близких взрослых. Затем он ставит все более четкие границы между собой и обществом, тем самым становясь еще более независимым. Не отделяться – значит остановиться в развитии либо деградировать. Но плата за отделение – переживание экзистенциального одиночества. [2]
Люди, живущие в условиях депривации или постоянной угрозы, вероятнее всего, не будут озабочены реализацией своего внутреннего потенциала. Кроме того, людям необходимо любить и быть любимыми, а также принадлежать к некоей группе, то есть иметь семью и занимать определенное положение в обществе. [17]
Таким образом, начиная с самого раннего детства, ребёнок имеет потребность в общении, в новых впечатлениях, в двигательной активности, в эмоциональном сопереживании и др. Дефицит любой из этих потребностей ведёт к возникновению депривации соответствующего вида, которая влечёт за собой нарушения развития в различных сферах психики ребёнка.
Большинство авторов согласно с утверждением, что условия жизни ребёнка (окружающая его в детском возрасте среда) оказывают основополагающее влияние на его психическое развитие, от этих условий зависит качество протекание процесса социализации и успешное формирование личности ребёнка.
Достаточное общение со взрослыми, богатая стимулами среда, возможность осуществления двигательной активности, эмоциональное благополучие – вот главные факторы полноценного и здорового формирования личности ребёнка. Неудовлетворение потребностей, соответствующих этим факторам, ведёт к возникновению депривации, которая, в зависимости от своей интенсивности и продолжительности, оказывает зачастую необратимое негативное влияние на психическое развитие ребёнка, ведёт к задержке его умственного и психического развития, способствует усложнению установления контактов с социальным окружением в будущем.
Еще по теме:
Современная модель семьи и ее особенности
В своем развитии семья стремительно идет от многодетности, среднедетности к малодетности. Рождаемость резко упала, особенно в последние годы. Во многих областях России смертность превысила рождаемость. Сейчас у нас преобладает однодетная ...
Половой вопрос и трудные дети
Дети, социально выбитые из колеи, довольно часто рано развёртывают свою половую жизнь, притом не только в нормальных, но и в извращённых её формах.
Причиной этого избыточного полового возбуждения (гиперсексуальности) является невозможнос ...
Умственное воспитание детей в игре
В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи - тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.
Уровень развития мышления ребенка определ ...