Образ как продукт психики
Явления психической реальности давно интересовали человечество от самых обычных людей до гениальных исследователей жизни. Объяснять очевидные, данные в непосредственном опыте вещи, продукты психической реальности, пытались философы, мистики и учёные. Для разрешения вечных загадок использовались концепции души как функции тела, учение о симулякрах и другие. Охватить весь спектр представлений о механизмах восприятия сложно, поэтому стоит остановиться на основных идеях.
Экспериментальные исследования внутреннего опыта начали структуралисты в лаборатории Вундта, используя метод интроспекции. Они обнаружили, что описание испытуемыми явлений сознания, образов, выглядело как описание внешних объектов. Процессы возникновения образов неуловимы для сознания, а попытки всё-таки проследить эти процессы изменяют сами процессы восприятия и образы. Кроме того, В.Вундт изобрёл тахистоскоп, на основе которого было установлено, что время реакции на предъявляемую информацию зависит от исходной установки испытуемого, и что из двух одновременно предъявляемых образов один обязательно будет восприниматься прежде другого. Он же высказал догадку о «творческом синтезе», в ходе которого отдельные сенсорные элементы складываются в отдельные образы, а отдельные образы в единое целое, назвав это апперцепцией[1].
Затем психофизиками были предприняты попытки описания психической реальности как логарифмической функции физического мира. Так появился закон Вебера-Фехнера. По мнению представителей этой школы, психическим явлениям соответствуют какие-то определённые события и параметры физического мира (так разные цвета воспринимаются человеком в разных диапазонах длин волн, а звук воспринимается по-разному в соответствии с его физическими параметрами). Психофизики экспериментально обнаружили влияние неосознанной информации на содержание сознания (бессознательные умозаключения Гельмгольца, сбережённые знаки Эббингауза), но объяснить их природу не смогли, так как психическая реальность всё же существует по иным законом, нежели физическая, а потому к последней не сводима.
Не могли обойти стороной психику и физиологи. Именно с величайших физиологов началась отечественная психология. Открытие процессов торможения в центральной нервной системе И.М.Сеченовым изменило воззрение на рефлекторную деятельность человека. В своих работах «Рефлексы головного мозга» и «Кому и как разрабатывать психологию»[2] он пишет о том, что психическая деятельность человека есть деятельность не выраженная во внешних действиях, а это означает, что возбуждение определённых «чувственных снарядов» может стимулировать не только моторные центры («возбуждать двигательные снаряды тела»), но и тормозные. Таким образом, если движению в нервной системе соответствовали нервные процессы возбуждения, то психической деятельности - процессы торможения.
И.П.Павлов развивал эту концепцию[3], разработав учение об условных рефлексах, что, по его мнению, позволило говорить об информационных возможностях животных, которым недоступен словесный отчёт. Выяснилось, что один и тот же стимул имеет разное значение для организма, в зависимости от подкрепления реакции на этот стимул. Так появились попытки научного описания субъективного опыта, где образ понимался как регуляторный компонент рефлексов, функция которого состоит в отражении отношений между воспринимающим субъектом и воспринимаемым объектом[4].
Н.А.Бернштейн при описании высших уровней построения движений выделял роль премоторной коры и образа совершаемого действия в сознании человека. Более того, движения на этих уровнях определялись не физиологическими детерминантами, а психологическими – смыслами[5].
После такой глубокой разработки проблем взаимодействия организма со средой попытки однозначной физиологической трактовки психической деятельности были оставлены и была создана концепция функциональной системы, где психическая жизнь рассматривалась в контексте взаимодействия разных информационных блоков центральной нервной системы.
Психоаналитическое движение поставило вопрос об образе совершенно иначе, отведя ему очень значительную символическую роль. Образ, по представлению сторонников психоаналитической школы, даёт ключ к разгадке не только взаимодействия воспринимающего со средой здесь и сейчас, но и вскрывает психодинамический аспект личности, позволяет говорить о мотивах личности и об истории её развития. К.Г.Юнг, на основе учения о коллективном бессознательном, предлагал интересную идею о трёх уровнях образа: след, знак и символ. Эта идея широко распространена в религиозных учениях.
Еще по теме:
Особенности формирования грамматических категорий у
детей с ОНР
Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с ОНР, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с О ...
Стратегия работы с лидерами
Работа с лидерами - последний шанс для разрешения конфликта, и действовать здесь следует безошибочно для того, что бы не упустить этот шанс.
Для того, что бы позиции лидеров перестали быть противоположными, необходимо:
а) что бы один из ...
Классификация проективных методик
Термин “проективные” был впервые использован Л. Франком в 1939 г. для объединения уже известных к тому времени, но, казалось бы, таких чрезвычайно далеких друг от друга методических приемов, как ассоциативный тест Юнга, тест Роршаха, ТАТ ...