Психологические аспекты процесса общения. Общение как особый вид деятельности
В отечественной и зарубежной психологической и педагогической литературе имеется немало работ, целью которых является изучение проблем взаимоотношение дошкольников со сверстниками. Для нас представляет интерес подход к проблеме общения, у истоков которого стоят такие выдающиеся отечественные исследователи, как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и другие. Эти ученые рассматривают процесс общения не как пассивные реакции, а как активные действия, с помощью которых ребенок стремится передать другим людям и получить от них определенную информацию, согласовать свои действия с окружающими, удовлетворить свои материальные и духовные потребности. Возникновение общения в этой интерпретации состоит в переходе от реактивности к активности, от реакций – к актам, деятельности. Далее мы будем рассматривать общение в контексте данного подхода.
Общение как особый вид деятельности удовлетворяет специфическую потребность человека во взаимодействии с другими людьми. Как показали исследования Л.С. Выготского, которые затем подтверждены многочисленными экспериментальными работами других авторов, общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, в приобретении ребенком новых знаний и умений; оно также детерминирует структуру сознания, определяет опосредованное строение высших, специфически человеческих психических процессов.
Общение составляет необходимое условие формирование личности, ее сознания и самосознание. Уже В.Н. Мясищевым (1940) личность была раскрыта как сложная система отношений, развивающаяся в процессе ее деятельности и общения с другими людьми. Личность формируется в системе общественных отношений, в которые она включена посредством деятельности общения.
В психологии деятельность принято рассматривать как:
¶ специфический вид человеческой активности
¶ некоторые субъектно-объектные отношения, в которых человек – субъект определенным образом относится к объекту, овладевает им.
Интерпретируя общение как деятельность, мы опираемся на концепцию, разработанную А.Н. Леонтьевым и развиваемую в работах А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. Общение мы рассматриваем как особого рода коммуникативную деятельность, в процессе которой складываются субъектно-субъектные отношения, поскольку каждый ее участник выступает субъектом, проявляет активность, адресующуюся к личности другого человека, попеременно выражая ему свое отношение и воспринимая отношение партнера к себе.
Применив общую концепцию А.Н. Леонтьева (1976), М.И. Лисина пришла к следующим выводам:
1) Общение как всякая деятельность предметно. Предметом или объектом деятельности общения является другой человек, партнер по совместной деятельности.
2) Подобно всякой другой деятельности общение направлено на удовлетворение особой потребности человека. Потребность в общении состоит в стремлении к познанию самого себя и других людей. Поскольку такое знание тесно переплетается с отношением к другим людям, можно говорить, что потребность в общении есть стремление к оценке и самооценке.
3) Коммуникативными мотивами является то, ради чего предпринимается деятельность. Это означает, что мотивом деятельности общения является партнер по общению. Развитие мотивов общения происходит в тесной связи с основными потребностями ребенка: в активной деятельности, в признании и поддержке. На этой основе следует выделять основные категории мотивов общения – познавательные, деловые и личностные.
4) Общение протекает в форме действий. Действия общения – единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект. Две основные категории общения – инициативные акты и ответные действия.
5) Задачами общения являются цели, на достижение которых направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Мотивы и задачи общения могут не совпадать между собой.
6) Средства общения – это те операции, с помощью которых осуществляют действия общения.
Развитое полноценное общение объединяет в себе две взаимосвязанные, но различающиеся стороны: внешнюю, поведенческую, операционно-техническую и внутреннюю, глубинную, затрагивающую личностно-смысловые пласты.
С точки зрения М.И. Лисиной, функциями общения в жизни человека становятся (в соответствии с содержанием общения):
1) организация совместной деятельности людей (согласование и объединение усилий для достижения общего результата),
2) формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений),
Еще по теме:
Особенности поведения детей, воспитывающихся вне семьи
Академик В.С. Мухина обращает внимание на серьезные нарушения в формировании структуры самосознания детей - сирот. Исходная позиция исследователя состоит в том, что самосознание человека развивается внутри следующей исторически сложившейс ...
Особенности общего развития в дошкольном возрасте
Дошкольный возраст - период развития ребенка от 3 до 7 лет.
В эти годы происходит дальнейшее физического развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. движения его становятся свободными, он хорошо разговаривает, мир ...
Специфика консультирования по телефону
Специфика оказания экстренной психологической помощи задает дополнительные ограничения, которые усиливают эмоциональное напряжение для сотрудника телефона доверия:
- невозможность подготовиться к звонку: позвонить могут в любой момент с ...