Основные психологические аспекты понятий " семья" и " брак"

Материалы » Виды и направления оказания психологической помощи, семье ожидающей ребенка » Основные психологические аспекты понятий " семья" и " брак"

Страница 2

Распределение семейных ролей. На характер распределения ролей большое влияние оказывают семейные ценности и нормы. При этом многое зависит от взаимоотношений между представителями различных подсистем, воспитательных умений самих родителей. Распределение ролей всегда связанно с различными ценностями и верованиями членов семьи.

Сочетание предписанных и выбранных ролей в той или иной семье формирует их определенный набор и отражает семейную структуру. Каждый член семьи может одновременно играть несколько ролей. Роли могут как ограничивать человека, так и способствовать его личностному росту и развитию.

Семейные нормы. Включают набор установок и ожиданий, регулирующий поведение супругов и существенно влияющий на поведение других членов семьи и всей семейной системы. Они зависят от культуры семьи, ее нравственного потенциала и выполняют функцию социального контроля.

Система ценностей. Общество диктует семье, что она должна делать, какую структуру иметь, поведение ее членов. Семейные подсистемы, роли, нормы, ценности и элементы окружающей действительности являются теми характеристиками семьи, которые помогают разобраться в ее особенностях.

Различные типы семей по-разному проявляют себя в тех или иных сферах семейных отношений. По-своему изменяются они под воздействием многообразных факторов семейного бытия. Систематизирующие признаки в классификации семей необходимы для изучения психолого-педагогических процессов, отличающих типы семей. Классификацию их осуществляют по следующим признакам:

- по количеству детей: бездетная, одно-, мало-, многодетная семья.

- по составу: неполная, простая или нуклеарная, большая; материнская; семья повторного брака;

-по структуре: одна брачная пара с детьми или без детей; с двумя и более брачными парами; с матерью (отцом) и детьми;

- по семейному стажу: молодожены; молодая семья; ждущая ребенка; семья среднего супружеского возраста; старшего возраста; пожилые супружеские пары;

- по однородности социального состава: в зависимости от национальной принадлежности, уровня образования, соответствия профессий;

- по качеству жизнедеятельности семьи: благополучна, неблагополучная, устойчивая, нестабильная, дезорганизованная;

- по особым условиям семейной жизни: студенческая, дистантная и внебрачная;

- по структуре лидерства в семье: демократические, традиционные и авторитарные;

- по семейному быту, укладу;

- по географическому признаку: городская, сельская, в закрытых городах;

- по потребительскому поведению;

- по характеру проведения досуга: открытые и закрытые;

- по социальной мобильности: реактивные, средней активности и активные;

- по степени кооперации совместной деятельности: традиционные, коллективистские и индивидуалистические;

- по состоянию здоровья: здоровая, невротическая, психологически благополучная [54].

Функции семьи. Динамика семьи. Функция семьи - это жизнедеятельность семьи, связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов. Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для родственников, но и для общества в целом.

Воспитательная функция семьи удовлетворяет индивидуальные потребности мужчины и женщины в отцовстве и материнстве, в контактах с детьми и в их воспитании. Таким образом, обеспечивается социализация детей и подготовка новых членов общества.

Хозяйственно- бытовая функция удовлетворяет материальные потребности членов семьи. Это способствует сохранению их здоровья, восстановлению затраченных, в разных видах деятельности, физических сил.

Эмоциональная функция семьи удовлетворяет потребности ее членов в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защищенности. Она выступает основой для психического и эмоционального здоровья.

Функция духовного общения удовлетворяет потребность в совместном проведении досуга, способствует духовному обогащению и развитию членов семьи.

Функция первичного социального контроля обеспечивает выполнение членами семьи социальных норм. Особенно это касается тех, кто в силу возрастных или клинических особенностей не способен сам строить свое поведение, предписанное обществом.

Сексуально-эротическая функция семьи заключается в удовлетворении сексуально-эротических потребностей. Учетом социальных требований важно, чтобы семья при этом осуществляла регуляцию сексуально-эротического поведения и обеспечивала воспроизводство членов общества.

Реализуя свои функции, семья, с одной стороны, удовлетворяет важнейшие естественные, биологические потребности человека. С другой стороны, позволяет человеку достигать определенных целей в личностном и духовном росте. При этом развитие семьи и ее цели закономерно изменяются в соответствии с новыми социальными условиями.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Характеристика детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте (5,5 – 7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечнососудистой, эндокринной, опорно-двигательной. [23, с.73] Ребенок быстро прибавля ...

Младший школьный возраст
Ведущей деятельностью для всех школьных возрастов является учение, однако специфика каждого возраста определяется тем, освоение каких сторон действительности осуществляется ребенком в ходе учения. Это и определяет ведущую деятельность каж ...

Понятие об индивидуальности. Проблема проявления индивидуальности в дошкольном возрасте
Индивидуальность – своеобразное сочетание индивидуальных свойств и психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, отличающее его от других людей. Имеет 2 основных направления: биологическое (продолжение и сохранен ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru