Виды и направления оказания психологической помощи, семье ожидающей ребенка
Семья, ожидающая ребенка, стоит на пороге серьезных изменений и, по мнению многих специалистов, становится нестабильно функционирующей. Изменения, происходящие с женщиной в связи с фактом беременности, влияют на психологическую обстановку и характер взаимоотношений в супружеской паре. В свою очередь, семейная ситуация обуславливает психоэмоциональное состояние будущей матери и, соответственно, оказывает влияние на развитие плода.
С целью прогнозирования отклонения от адекватного материнского поведения и планирования психологической помощи семье, ожидающей ребенка, разрабатываются типологии и способы выявления отношения женщины к беременности. Разные авторы предлагают схожие классификации типов переживания беременности: оптимальный, гипогестогнозический, эйфорический, тревожный, депрессивный .( 17)
Все типы отношений к беременности, кроме оптимального (адекватного), нуждаются в психологической коррекции.
Ожидание ребенка переживается многими женщинами как эмоциональный кризис, стресс, поворотный пункт или болезнь. Беременность, особенно первая, - это кризисный момент, связанный с формированием женской идентичности и подтверждением половой принадлежности будущей матери.
Актуальность изучения психологической помощи семьям, ожидающим ребенка к материнству основана на разногласии между острой демографической ситуацией и увеличением количества детей сирот при существующих родителях, с увеличением числа жестоких обращений с детьми и не состоятельной психосоциальной помощи семьям и во-первых женщинам.
Имеющиеся в научно – публицистической литературе факты свидетельствуют о том, что современные молодые люди крайне мало ориентированы на выполнение материнских и отцовских ролей. Функции матери не занимают центрального места в самосознании современной женщины – этот тревожный факт отмечают многие отечественные и зарубежные ученные. В современных условиях, когда возросла социальная нагрузка на женщину, ей стало значительно сложнее, чем раньше, сочетать трудовую, общественно - полезную деятельность и материнство, это сочетание все больше приобретает социальный характер. По мнению Матвеевой Е.В., возможность гармонического сочетания женщиной профессиональных и семейных ролей в значительной мере определяются ее практической готовностью к семейной жизни и материнству.
В ходе проведенных исследований Филиппова Г.Г. сделала вывод о том, что неготовность принятия материнской роли ведет к наличию внутреннего конфликта, показателями, которого являются конфликтный и тревожный образ будущего ребенка, объектное отношение ребенку со стороны матери, отсутствие эмоционального принятия себя, как матери, дискомфортное отношение к собственной материнской позиции. (2)
Отечественные и зарубежные исследователи считают, что несформированность психологической готовности к выполнению материнских функций ведет к искажению нравственных ценностей самой личности женщины, к формированию идеологии антиматеринства, детофобии.
Государство придает важнейшее значение проблеме рождаемости. Решение таких проблем невозможно без глубокого изучения механизмов внутрисемейных отношений. Cупруги должны стремиться не только к удовлетворению собственных интересов и потребностей, но и учитывать мнение своей пары, проявлять толерантность, эмпатию, развивать чувство уважения и взаимопонимания. Сразу вспоминается знаменитый совет французской писательницы М. Скюдери: "Вступающие в брак должны смотреть во все глаза до свадьбы и держать их полузакрытыми после" [5].
- Основные психологические аспекты понятий " семья" и " брак"
- Психологическая готовность к материнству и характеристика её составляющих
- Виды и направления оказания психологической помощи семье ожидающей ребенка
- Содержание и методы выявления роли психологического сопровождения беременных женщин в формировании отношений
- Заключение
Еще по теме:
Психофизический параллелизм Г.В. Лейбница
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) родился в Лейпциге, в семье профессора философии Лейпцигского университета. Образование он получил в Лейпцигском и Йенском университетах, где занимался изучением логики, философии, юриспруденции и мат ...
Формы мышления
Формальные структуры мыслей называются формами мышления. Различаются три формы мышления – понятие, суждение и умозаключение.
Понятие - форма мышления, в которой отражаются общие и при том существенные свойства однородной группы предметов ...
Юношеский возраст
Юношеский возраст – один из самых спутанных и противоречивых в психологических и педагогических представлениях и теориях. Спутанность и противоречивость представлений можно объяснить (как и подросткового возраста) становящимся характером ...