Развитие речи в онтогенезе
Здесь стоит добавить, что речь конечно же идет о конкретных существительных, таких как мама, папа, стол, каша и т. п., то есть речь призвана в первую очередь выразить элементарные потребности ребенка, которые главенствую в этом возрасте, а по мере взросления и усложнения потребностей и эмоций будет усложняться и речь, как средство их выражения.
Для наглядности этапы развития речи ребенка представлены в Таблице 4.
Таблица 4
Примерный возраст |
Умения ребенка |
4 месяца |
Произносит гласные звуки, близкие к «а», «ы», «у», возможно с сочетанием с согласным «г» (гулит) |
1 год 2 месяца |
Повторяет за взрослыми слоги и односложные слова. Реагирует на свое имя. |
1 год 6 месяцев |
Говорит на «своем» языке. Хорошо развито звукоподражание. Знает кто такие «мама», «папа», «баба», «деда». |
2 года |
Строит предложения из двух слов «мама иди», «баба дай». Свои просьбы оформляет в виде словосочетаний или простого предложения с пропуском предлогов «положи мяч стол». |
3 года |
Повторяет наизусть двустишья и четверостишья. Строит многосложные и логические предложения «когда папа придет с работы мы пойдем гулять». Выдумывает забавные словечки и выражения – играет с речью, как бы пробую приспособить к себе. |
4 года |
Дальнейшее освоение аспектов речи через грамматические конструкции – предлоги, согласование прилагательных, образование новых слов с помощью суффиксов. |
5 лет |
В речи используются сложные предложения, появляются деепричастия. Совершенствуются возможности пересказа, образуют прилагательные от существительных (железо – железный), т.е. дальнейшее осовение смысловых аспектов и возможностей речи. |
6 лет |
Дети этого возраста в норме произносят и различают все фонемы родного языка. Выделяют ударный слог и первые и последние звуки в слове. Идет активное поплнение активного и пассивного словарей. Ребенок способен обощать и классифицировать предметы по различным признакам – т.е. компактизировать информацию. |
Это развитие речи (идущее, конечно, под влиянием среды), развитие гибкости в речи, т. е. способности все более точно и раздельно выражать мысль, есть факт первостепенной важности, есть явление, присущее только человеку. При всем различии языков в человечестве, и звуковое развитие их и логическая гибкость речи при выражении мысли по существу всегда однородны. Ребенок входит в мир с предрасположением к артикуляции звуков и с той способностью духа руководить речью, которая определяет все безмерное богатство человеческой культуры. Тут мы имеет дело снова с качественным скачком в мире; если почти вся человеческая природа пользуется каждая по своему способностью производить звуки, то все же нигде эта способность не ведет к возникновению речи.
Еще по теме:
Применение проективных методик для социально-психологической диагностики
Проективные тесты - психологические тесты, направленные на выявление личностных особенностей, где субъекту предлагается интерпретировать рисунки или неопределенные конфигурации, такие, как чернильные пятна, исходя из собственного воображе ...
Типы девиаций
Подростков, чьё поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными или трудновоспитуемыми. Под трудновоспитуемостью понимается сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено с ...
Специфика медицинской профессии, как фактор формирования синдрома
эмоционального выгорания
Условия труда медицинских работников обладают некоторой спецификой, которая может быть значимой для формирования синдрома эмоционального выгорания.
В настоящее время медицина поднялась до уровня осознания биомедицинских проблем этическог ...