Развитие речи в онтогенезе

Материалы » Взаимодействие и взаимовлияние речи и мышления » Развитие речи в онтогенезе

Страница 4

Помимо слов, можно изучать грамматику такой речи. Левина приводит потрясающие факты. Например, все 9 детей, независимо друг от друга, одинаково искажали названия цветов: белый – «бенин», красный – «красин», синий – «синин», зеленый – «зеленин». Это у них получались примитивные прилагательные, образованные, видимо, аналогично прилагательным "папин, мамин". Они с помощью этой речи общаются, а поскольку общаться трудно, они прибегают к стратегии рассказа. Пример такого рассказа (ребенку около 8 лет): «Полосил кан. Платок кан. Я, коено, пал платок. Сунул руку – нет кан, сунул руку – кан нет. Катя идет, где красин платок – нет, где красин платок – нет, где красин платок – нет. День пришел – нет, день пришел – нет. День пришел – платок сталсал Шули. Я брал». Перевод: «Положил в карман. Платок в кармане. Я, конечно, потерял платок. Сунул руку в карман – нет [совал руку в карман два раза]. Катя идет [спрашивает] где красный платок? Нет. [спрашивала три раза]. Два дня прошло, платка нет. На третий день платок торчал у Шуры. Я взял.» В итоге автор делает следующий важный вывод: «В автономной речи с ее связанностью с внешним, наглядным называние своих переживаний ничтожно. Вот почему ребенок-автономик весь во власти своего переживания. Он не владеет своим внутренним миром. Если во внешнем мире он связан ситуацией, то здесь он подчинен своим переживаниям, которые не выделяются, не осмысляются им как таковые. Разумеется, внутренняя активность при этом сведена к нулю. Основной дефект речевого развития ребенка-автономика – невозможность овладения нормальной речью – восходит к основному дефекту всей структуры личности – недостаточной внутренней активности, т.е. недостаточностью овладения своими собственными психологическими процессами».

В дополнение к вышесказанному, интересно упомянуть об исследовании Веры Харченко, профессора Белгородского Государственного Университета. Она долгое время записывала слова детей разного возраста и через некоторое время обратила внимание на определенные закономерности. Она обнаружила, что в детской речи есть потенциальные слова для языка, причем они совпадают с тем, что было раньше: например, они говорят «льзя» (в смысле «можно»), «людь», «бела» (вместо «белка») — все это старорусские слова, которым детей никто не учил. Например, слово «водоземное» животное она нашла в словаре XVIII века. То есть детское словотворчество иногда совпадает с историей языка. В их речи каким-то непостижимым образом появляются диалектные слова, слова из других славянских языков.

Также она отметила, что подобное «придумывание» начинается с двух лет, пик — года в четыре, но на этом интересный период не заканчивается. Дети и в двенадцать лет творят свой язык. Потом, возможно, из-за наступления переходного возраста оригинального становится меньше.[2]

Страницы: 1 2 3 4 

Еще по теме:

Понятие межличностных отношений
Впервые в отечественной литературе межличностные (межперсональные) отношения анализировались в 1975 г. в книге "Социальная психология". В основном межличностные отношения рассматривались в социальной психологии, как исследования ...

Особенности восприятия дошкольником воспитателя, влияние воспитателя на развитие личности дошкольника
Восприятие ребенком воспитателя по Петровскому. 1. ребенок демонстрирует атрибутику воспитательской власти т. к воспитатель рассматривается как властелин , который доминирует. 2. Эффект смещения существенного и несущественного в образе ...

Виды одаренности
Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности [20, с. 76]. К видам одаренности относятся следующие: a) Художественная одаренность. Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru