Эрих Фромм. Искусство любить
Я думаю, что в то время, когда Фромм писал эту книгу, ситуация была гораздо лучше, чем сейчас. В наше время любовь, в истинном ее смысле, практически потеряла свою ценность, особенно у подростков. Гораздо более важны стали деньги, социальный статус и секс, как просто физиологическая потребность, которую необходимо удовлетворять.
Далее, в четвертой главе, автор переходит к проблемам практики искусства любви. Практика любого искусства имеет определенные общие требования. Прежде всего – это дисциплина. «Для того чтобы стать мастером в каком-либо искусстве требуется дисциплина всей собственной жизни.»
Сосредоточенность также необходимое условие для овладения искусством. Фромм считает, что в последнее время людям все сложнее сосредоточиться, из-за того, что люди делают несколько вещей одновременно: слушают радио, курят, едят, пьют, читают и т.д. быть в состоянии сосредоточенности это значит быть в состоянии оставаться наедине с собой, и эта необходимое условие способности любить. Фромм предлагает несколько упражнений, которые помогают научится концентрироваться на себе, потому что он считает, что невозможно научиться сосредоточенности, не умея чувствовать себя.
Третий фактор это терпение. В погоне за быстрым результатом никогда не научишься искусству. «Современная индустриальная система опять таки содействует прямо противоположному – поспешности.» Все машины предназначены для быстроты: автомобили и самолеты для быстроты передвижения, производственные машины ускоряют процесс производства. И со временем эти машины становятся все более совершенными, а значит все более быстрыми
Последним условием обучения всякому искусству является высшая заинтересованность в обретении мастерства в этом искусстве.
По мнению Фромма особое значение для способности любить имеют следующие качества: преодоление собственного нарциссизма, объективность разума, смирение, вера.
«При нарциссистской ориентации человек воспринимает как реальность только то, что происходит внутри его самого, он не может объективно смотреть на окружающий мир. Способность думать объективно это разум. Эмоциональная установка, основанная на разуме, это смирение. Способность любви зависит от способности освободиться от нарциссизма; она зависит от нашей способности расти, развивать созидательную ориентацию в наших отношениях к миру и к себе. Эти процессы требуют необходимого качества – веры. Вера - это прежде всего не верование во что-то, а определенность и стойкость, которые свойственны нашим убеждениям.»
В завершении Этих Фромм говорит о том, что общество должно быть организовано таким образом, чтобы социальная, любящая природа человека не отделялись от его социального существования, а воссоединилась с ним.
Это, конечно, идеальная модель общества, но, на мой взгляд, мало реальная, по крайней мере, в нашем современном обществе, где большинство людей озабочено зарабатыванием денег, карьерой и социальным статусом. Сейчас доминирующими стали материальные ценности, а духовные, к сожалению, отошли на второй план. Остается только надеяться, что это временная ценностная ориентация современного общества.
Еще по теме:
Понятие социальной адаптации и дезадаптация ребенка
Изучением адаптации человека в коллективе и обществе занимаются ученые в психологии, социологии и педагогики. Среди них особо можно выделить И.А. Погодина, Г.М. Андрееву, В.М. Зубкову, Г.М. Сапожникову, Б.А. Кугана, А. М. Прихожан, А.В. М ...
Концепция самоактуализации А. Маслоу
А. Маслоу утверждает, что ни один из психологических подходов, применявшихся для изучения поведения, не придавал должного значения функционированию здорового человека. В частности, он решительно критиковал поглощенность З. Фрейда изучение ...
Педагогические условия формирования установки на здоровый образ жизни у
подростков в процессе внеклассной воспитательной работы
Нами выделены следующие педагогические условия формирования установки на здоровый образ жизни у подростков в процессе внеклассной воспитательной работы в условиях школы: во-первых, информирование ученика о здоровом образе жизни (организац ...