Эрих Фромм. Искусство любить
Во второй части второй главы Фромм рассматривает любовь между родителями и детьми.
При рождении ребенок испытывает стресс, связанный с отделением от матери. Новорожденный не способен объективно воспринимать окружающий мир. Он воспринимает только положительное действие тепла, пищи и не отличает их от их источника6 матери. Когда ребенок развивается, он становится способным воспринимать вещи как они есть. Он учится обходиться с людьми и понимает, что мать о нем забоится, а значит и любит его. «Материнская любовь безусловна, ее не надо заслуживать, достаточно просто быть ее ребенком. С возрастом к ребенку приходит желание не только быть любимым, но и любить, дать что-нибудь матери или отцу. Постепенно эта любовь перерастает в зрелую любовь. Потребности другого человека становятся такими же важными как и свои собственные.» Детская любовь действует по принципу: «Я любим, потому что я любим». Зрелая любовь следует принципу: «Я любим, потому что я люблю». Незрелая любовь говорит: «Я люблю тебя, потому что я нуждаюсь в тебе». Зрелая любовь говорит: «Я нуждаюсь в тебе, потому что я люблю тебя». С развитием способности любить тесно связано развитие объекта любви. Третья часть данной главы так и называется: «Объекты любви». Основная мысль автора заключается в следующем: если мы действительно любим какого-то человека, то мы любим весь мир, всех людей, любим жизнь. Однако, это не значит, что не существует разницы между разными типами любви. Далее рассматриваются различные типы любви: братская любовь, материнская любовь, эротическая любовь, любовь к себе и любовь к богу.
Фундаментальным видом любви, Фромм называет братскую любовь. «Братская любовь основывается на чувстве, что все мы одно, главное здесь идентичность человеческой сущности. Любовь начинает проявляться тогда, когда мы любим тех, кого не можем использовать в своих целях. Братская любовь – это любовь равных.»
Материнская любовь, как упоминалось ранее безусловна, а потому считается высшим видом любви и наиболее священной изо всех эмоциональных связей. «Здесь искусство любить заключается в том, чтобы любить не только полностью зависящего от матери младенца, а растущего ребенка. Мать должна хотеть и поддерживать отдаление ребенка, а это действительно трудно.»
«Эротическая любовь жаждет полного слияния, единения с одним единственным человеком. Это самая обманчивая форма любви. Из-за того что половое желание в понимании большинства людей соединено с идеей любви, они легко впадают в заблуждение, принимая физическое влечение за любовь. Эротическая любовь делает предпочтение, но в другом человеке она любит все человечество.»
Распространении мнение, что любить других людей хорошо, а любить себя - это плохо. Для Фрейда любовь к себе – это нарциссизм, обращение либидо на самого себя. Фромм считает, что любовь к своему собственному «я» нераздельно связана с любовью к любому другому существу. Мне кажется, что если человек не любит себя, то он и не сможет полюбить другого человека. Но нельзя любить только себя или любить себя больше, чем всех остальных, это, на мой взгляд, называется эгоизмом.
Фромм пишет, что эгоистичный человек интересуется только собой, желает всего только для себя, чувствует удовлетворение не тогда когда отдает, а тогда, когда берет. Автор считает, что на самом деле эгоист ненавидит себя, и, делая все исключительно для себя, он компенсирует свою неспособность любить. В принципе, такое утверждение Фромма, только подтверждает мое убеждение, что человек, который не любит себя не может любить других.
Любовь к богу Фромм рассматривает с различных позиций понимания бога, рассматривает различия между матриархальными и патриархальными элементами религии и с точки зрения разных философских подходов. В итоге все сводится к следующему: «природа любви к богу соответствует природе его любви к человеку и характер его любви к богу и человеку часто остается бессознательным, будучи скрыт и рационализирован более зрелой мыслью о том, что есть его любовь.»
Третья глава называется «Любовь и её распад в современном обществе». Фромм рассматривает влияние западного капиталистического строя на современное общество (примерно 1950 годов). Он пишет, что капитализм нуждается в свободных, независимых людях, неподвластных какому – либо принципу, или совести – и при этом готовых подчиняться приказу. Из этого следует, что современные люди становятся все более отчуждены от себя, от своих ближних, от природы. «Брак и любовь – это всего лишь убежище от непереносимого чувства одиночества. Создается союз двоих против мира, и этот эгоизм вдвоем ошибочно принимается за любовь и близость. Увеличилось количество индивидуальных форм патологии любви, которые приводят к сознательному страданию, и психиатры считаю их невротическими. Все эти патологии беру свое начало в детстве и идут из семьи. Нездоровое отношение родителей к ребенку и невротические отношения между родителями способствовали этому увеличению.»
Еще по теме:
Роль психологического обеспечения в современном
спорте
Вместе с этим отметим одну особенность современного развития представлений на психологическую подготовку. Внутри этих исследований появляется новое представление и новый подход - психологическое обеспечение, как наиболее общее и целостное ...
Содержание и методы выявления роли психологического сопровождения
беременных женщин в формировании отношений
Особый интерес для психолога представляет исследование семьи, ожидающей ребенка. Нередко ожидание рождения ребенка является источником психической травмы для членов семьи. После рождения ребенка меняется состав семейных отношений, происхо ...
Возрастная динамика онтогенеза грамматики
Формирование различных сторон языка (фонетики, лексики, грамматики) у ребенка дошкольного возраста протекает неравномерно и в определенной степени несинхронно, на различных этапах развития на передний план выдвигается та или иная сторона. ...