Проблема адаптации ребёнка к д/у
С момента рождения ребенок выступает как биологическое существо, которое развивается затем в социальную личность. В условиях семьи у ребенка вырабатываются определенные привычки и навыки, строится свой стиль поведения адекватно заданным условиям и требованиям окружающих его взрослых. Изменения или нарушения в установленном порядке жизни малыша незамедлительно сказываются на его поведении Термин «адаптация»
означает «приспособление» к новой среде. Это универсальное свойство всего живого. Выделяют
Физиологическую адаптацию
- приспособление организма к изменяющимся условиям (среды обитания, температуры).
Психологическую адаптацию
- изменение требований окружающей среды к условиям, связанным с эмоциональным переживанием.
Социальную адаптацию
- связанную с приспособлением в социуме.
Необходимым компонентом жизнедеятельности человека является социальная адаптация. Она определяется как предварительная ориентировка человека на будущие изменения, осознанная установка на перестройку поведения в связи с изменившимися социальными условиями. Существует несколько разных видов социально-психологической адаптации:
1. Нормальная
- процесс, который приводит к устойчивой адаптации личности без патологических изменений ее структуры.
Выделяют 2 вида
:
- защитная
- адаптация при активизации защитных механизмов нашей психики: агрессия, вытеснение .
- незащитная
- отсутствие защитных механизмов.
2. Девиантная
(отклоняющаяся от нормы) - адаптация, которая изменяет ситуацию или структуру той группы, в которую человек пришел.
З. Патологическая
- приводит к образованию ряда патологических комплексов в структуре личности.
Для ребенка характерна нормальная защитная адаптация. Нормальная А-я с точки зрения Тонковой – Ямпольской протекает в три фазы:
1фаза Острая
- сопровождается разными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит обычно к снижению веса ребенка, ОРВИ, нарушениям сна, аппетита, регрессу КГН. Длится 1месяц. Самая критическая фаза, предполагает 3 разные степени тяжести:
- легкая
– все сдвиги в соматическом и психическом статусе нормализуются в течение 10-15 дней. Такую А-ю считают абсолютно нормальной.
- средней тяжести
- все сдвиги в поведении и эмоц-м состоянии нормализуются в течении 20 – 30 дней. Возможны однократные заболевания в течение 7 -10 дней, протекающие без осложнений.
- тяжелая степень
- сопровождается частыми повторными заболеваниями, обычно респираторными, с осложнениями: отиты, бронхиты, отстает в весе, нервно-психическом развитии. Возможно формирование предневротического состояния. В этот период наблюдается ряд защитных механизмов, имеющих позитивное значение, поэтому ругать ребенка нельзя:
- Двигательное возбуждение и напряжение
(суетливость, изменение двигательной активности)
-Агрессия
(кусается, щипается и т.д.);
- Безразличие и апатия
(страдает тихо в себе);
- Психическая регрессия
- т.е отказ от сформировавшихся навыков, возникают речевые трудности;.
-Активность воображения
- проявляется по-разному, чаще всего безразличие и апатия, боязнь спать одному;
- Стереотипия
– повторяющиеся немотивированные действия, вербальные (речевые) и невербальные (действия).
2
фаза Подострая
– хар- ся адекватным поведением ребенка, все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, но на фоне замедленного психического и физического развития. Продолжается эта фаза от 3 до 5 месяцев.
3фаза Азокомпенсации
– хар-ся убыстрением темпа развития, благодаря которому только к концу года пребывания ребенка в д\с преодолевается задержка в психическом и физическом состоянии.
Объективные и субъективные причины
Объективные
причины независящие от ребенка:
1. Физиологическая
- заключается в том, что у ребенка слабая подвижность нервных процессов (возбуждения и торможения).
2. Психологическая
– эмоциональное реагирование ребенка существует на уровне физиологических стереотипов.
Субъективные причины
(индивидуальные):
1. Неправильно
выбранный возраст помещения ребенка в ДОУ. Все дети пришедшие в д\с до 3х лет относятся к группе риска. Связано с тем, что у ребенка до 3х лет нет потребности в общении со сверстниками, потому что эти дети ориентированы на общение с близкими, а потребность в общении со сверстниками возникает к 5ти годам жизни.
Период благоприятной адаптации с 1г8м до2,5 лет. С2,5 до 3х лет также нежелательно – кризис 3х лет.
2. Медицинский анамнез
– дети, имеющие в анамнезе нарушения должны быть в поле зрения психолога.
3. Социально–психологический
. Дети из многодетных семей адаптируются легче, а также дети, которых закаливали.
Еще по теме:
Ранний возраст
Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, в конце первого года жизни социальная ситуация полной слитности ребенка со взрослым взрывается изнутри. В ней появляются двое: ребенок и взрослый. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребе ...
Психологическая поддержка
личностного развития студентов
В многообразии нынешних кризисов, материальных и духовных, менее заметен, но не менее страшен кризис психологии человека. Проблема полноценной психической жизни человека встаёт особенно остро. Всё это ставит перед нами задачу выработки ме ...
Опыт некоммерческой организации Санкт – Петербурга «Санкт-Петербургский Дом
Национальностей»
Программа Санкт-Петербурга «Толерантность».
История создания СПб ГУ «СПб ДН» напрямую связана с историей национально-культурных объединений СПб и современной национальной (этнической) политикой, осуществляемой Правительством Санкт-Петерб ...