Понятие культурного ассимилятора
Так что же такое в действительности национальный характер? Современная психология рассматривает характер как целостную структуру. Но вопрос о природе этой структуры остается спорным. В зависимости от общетеоретической ориентации одни ученые понимают под характером структуру мотивов, другие - структуру ценностных ориентации, третьи - структуру инстинктивных стремлений. Однако в настоящее время наметилась тенденция объединения этих подходов. Структура характера стала определяться как объективное понятие, обозначающее взаимосвязанный ряд установок, ценностей, мотивов, стремлений, защитных механизмов, который регулирует привычные и значимые действия индивида.
Такая многоаспектность отражается и на понятии "этнический характер". С помощью этого понятия ученые пытаются описать не отдельную личность, а целую этническую группу, иногда очень многочисленную, но имеющую общий язык, культуру, ремесло, обычаи.
Этнический характер отражает специфику исторически сложившихся свойств психики, отличающих один этнос от другого. Он определяется не гносеологическим восприятием мира, а совокупностью социально -экономических, исторических и географических условий существования этноса. Чем сложнее и противоречивее эти условия, тем сложнее и противоречивее этнический характер. Черты этнического характера в результате изменения экономических, исторических, географических (например экологических) условий могут преобразовываться или вовсе исчезать. Это не раз и навсегда закрепленные в психике человека феномены, они динамичны, однако проявляются через большие отрезки времени, поэтому для наблюдателя черты этнического характера кажутся четко зафиксированными, закрепленными в психике этноса. Для того, чтобы понять специфику этнического характера, необходимо изучить историю народа, уровень его культурного развития. Этнический характер наиболее ярко проявляется в литературе и искусстве, в народных мелодиях, танцах, пословицах, поговорках. Он объективируется в культуре народа, поскольку, с одной стороны, формируется культурой, а с другой - оказывает существенное влияние на ее развитие.
Некоторые ученые сводят вопрос об этническом характере к поиску и выделению черт, присущих конкретному народу. Неоднократно отмечалось, что русских отличает широта души и удаль, белорусов - прямота и упрямство, грузин - гордость и горячность, латышей - хладнокровие и скрытность. Но все перечисленные черты в разной степени имеются у каждого народа. Нет никаких оснований исключать какие-то черты из характера одних народов и представлять их обязательные для других. В характере любого народа представлена совокупность личностных свойств всего человечества, однако структура и степень выраженности этих свойств является специфической, что и отражено в характере этноса. Этнический характер и специфичен, и типичен одновременно, поскольку это специфическое соотношение тесно взаимосвязанных психологических качеств, типичных для всего человечества.
Во-первых, специфичность психологических качеств проявляется в стереотипах восприятия, чувствования и поведения представителей конкретной этнической общности и в результате несоответствия стереотипа и реальности может возникнуть культурный шок. Во-вторых, специфические психологические качества так или иначе доминируют в структуре личности большинства представителей этнической общности. Изучить этнический характер - значит раскрыть его наиболее выраженные социально-психологические черты.
Нельзя забывать, что любому члену этноса присущи и индивидуальные черты. Поэтому правильнее говорить не о национальном характере народа, а о сочетании различных характеров, каждый из которых в той или иной степени национален.
Характер народа представляет собой органическое единственно общего и особенного, типичного и специфичного. Уникальность этнического характера есть результат совокупности присущих ему специфических форм проявления общечеловеческих свойств.
Ситуация № 1.
Утром Николай вместе со своим другом договорился поехать на экскурсию по Лондону.
Николай занял 2 места для себя и своего английского друга Майкла, пока тот задерживался возле входа в автобус.В это время в автобус вошла молодая англичанка и собралась сесть рядом с Николаем, но тот знаками попытался показать ей, что место занято и предложил ей занять место сзади. В это время вошел Майкл и кинулся извиняться перед девушкой, уступив ей свое место. Николай был в недоумении, ведь он заранее договорился сидеть рядом с Майком.
Как вы думаете, как объяснил Майк ситуацию с девушкой?
1)Девушка заняла это место раньше, поэтому так настойчиво пыталась туда сесть.
2)Девушка не понимала знаки Николая и подумала, что он собирается ей уступить.
3)Девушка действовала из принципов вежливости, продиктованных культурным воспитанием.
4)Девушка хотела сесть ближе к выходу, потому что собиралась выйти раньше.
Объяснения:
1) Русскому человеку вариант может показаться вполне приемлемым, однако нет никаких указаний на то, что девушка заняла это место раньше. Лучше вернуться к ситуации и сделать другой выбор.
Еще по теме:
Понятие ответственности в психологической науке
ответственность младший школьник
Ответственность - специфическая для зрелой личности форма саморегуляции и самодетерминации, выражающаяся в осознании себя как причины совершаемых поступков и их последствий и в осознании и контроле своей ...
Младенчество
Социальная ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого содержит в себе противоречие: ребенок максимально нуждается во взрослом и, в то же время, не имеет специфических средств воздействия на него. Это противоречие решается на протя ...
Психолого-педагогические средства формирования
защитных механизмов и стратегий совладающего поведения у подростков
Учитывая, что подростковый период в большинстве научных источников рассматривается как наиболее стрессогенный и конфликтный период в онтогенетическом развитии человека, были выделены определенные критерии, которые могут способствовать воз ...