Понятие культурного ассимилятора
Культурный ассимилятор - одна из кросс-культурных техник, получившая наиболее широкое распространение во многих странах мира. Она воплощает атрибутивный подход. Цель при использовании данного метода научить человека видеть ситуацию с точки зрения членов чужой группы, понимать их видение мира. Поэтому Р.Альберт предлагает называть этот метод "техникой повышения межкультурной сензитивности (Intercultural sensitizer).
Задачами культурного ассимилятора являтся: 1) Освоение изоморфных атрибуций, т.е. способов интерпретации поведения людей представителями чужих культур; 2) Переживание своих эмоциональных реакций в обстоятельствах межэтнического взаимодействия и их корректировка; 3) Формирование установок на толерантное поведение в инокультурной среде.
Первые "культурные ассимиляторы" были разработаны психологами университета штата Иллинойс начале 60-х годов под руководством Г. Триандиса. Они были предназначены для американцев, взаимодействующих с арабами, иранцами, греками, тайцами, а также для белых и афроамериканцев. Создатели модели ставили своей целью за короткое время дать обучающимся как можно больше информации о различиях между двумя культурами и остановились на программированном пособии с обратной связью, позволяющем сделать его читателя активным участником процесса обучения.
"Культурные ассимиляторы" состоят из описаний ситуаций (до 100), в которых взаимодействуют персонажи из двух культур, и четырех интерпретаций поведения персонажей каждой ситуации (каузальных атрибуций о наблюдаемом поведении). При подборе ситуаций учитываются взаимные стереотипы, различия в ролевых ожиданиях, обычаи, особенности невербального поведения и многое другое. Особое внимание уделяется ориентированности культуры на коллективизм или индивидуализм.
Хотя к настоящему времени создано большое количество "культурных ассимиляторов", они не могут получить широкого распространения, поскольку предназначены узкому кругу лиц (студентам-арабам, учителям, работающим с испаноязычными школьниками и др.). Группа исследователей во главе с Р. Бременном задалась правомерным вопросом, возможно ли создание универсального, хотя бы для американцев - "культурного ассимилятора", который бы помог людям адаптироваться в любой чужой культуре.
Работа по созданию универсального "культурного ассимилятора" была начата в 1983 г., а в 1986 г. пособие вышло из печати. Хотя универсальным оно является прежде всего для американцев, взаимодействующих с представителями разных стран, в настоящее время его используют и в других англоязычных странах.
Многолетнее использование "культурных ассимиляторов" - культурно-специфичных и универсального - подтвердило, что они являются эффективным средством уменьшения применения негативных стереотипов, передачи информации о различиях между культурами, облегчение межличностных контактов в инокультурном окружении и, в конечном счете, решения стоящих перед человеком задач.
Понятие этнического (национального) стереотипа
В процессе роста и развития, прежде чем ребенок начинает учиться в школе, и даже прежде, чем он овладевает родным языком, он усваивает культуру, к которой принадлежит. Он усваивает ее нормы и ценности, он усваивает ее в ритмах и течении времени, в стилях мышления и в особенностях отношения к природе, домашней среде, к самому себе и другим людям. Б.Г. Ананьев подчеркивал влияние на формирование и развитие личности не только социальных и исторических условий, но и той национальной среды в рамках которой проходит жизнедеятельность личности. По мере взросления человек начинает осознавать себя принадлежащим своей культуре, своей нации. Эти понятия становятся неотъемлемыми составляющими его личности. В этом случае можно говорить о таком явлении как "национальное самосознание-осознание индивидом принадлежности к определенной нации как социально -экономической и политической общности.". Ключевым понятием для проблемы национального самосознания является понятие этноцентризма. Этноцентризм предполагает отношение к себе, представителю данной этнической группы, как к центру вселенной, образцу, которому должны следовать все остальные люди. Человек остается жестко связанным с обобщенной моделью Мира своей этнической группы и не может воспринимать окружающее с иной позиции. Поэтому этноцентризм предопределяет восприятие человеком культуры другого народа через призму своей культуры. Отсюда следует, что ценности, нравственные установки, закрепленные в культуре данной этнической группы, в значительной мере направляют и ограничивают понимание действительности для каждого члена этой группы.
Под влиянием этноцентризма и ряда других факторов у каждого народа возникает свой склад мышления, определяющий какую усредненную Модель Мира, которую строит себе народ. Сообразуясь с ней, ведут себя его представители [5]. Эта "усредненная Модель Мира" через которую представители одной нации видят всех остальных, рождает такое понятие, как этнический (национальный) стереотип.
Еще по теме:
Цели и способы управления вниманием в
педагогическом процессе
Рассматривая педагогическое значение процессов внимания, Л.С. Выготский пришел к выводу о чрезвычайном значении такой формы проявления непроизвольного внимания, как детский интерес: “Детское внимание направляется и руководится почти всеце ...
Типы межличностных конфликтов
межличностный конфликт – это ситуация, «в основе которой противоречие, воспринимаемое и переживаемое участниками ситуации (или, по крайней мере, одним из них) как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая ...
Особенности формирования грамматических категорий у
детей с ОНР
Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с ОНР, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с О ...