Исследование причин национальных конфликтов
Аффективный компонент
представляет собой эмоциональное отношение ее носителя к другим людям на основе знаний о них. Эти отношения являются выражением субъективной (но социально обусловленной) оценки субъектом объекта как “положительного" так и “отрицательного”. Оценка аффективного компонента предполагает установление того, насколько приятен или не приятен данный объект человеку.
Поведенческий компонент
социальной установки представляет собой готовность людей действовать в отношении субъекта в соответствии со знаниями о нем, т.е. на основе имеющегося образа и эмоционального отношения к другим людям. Измерение поведенческого компонента означает установление благожелательных или враждебных поведенческих тенденций относительно объекта.
По мнению Л.М. Дробижевой национальная установка является готовностью представителя определенной нации к своеобразному действию и поведению в межличностных контактах. Национальные ориентации являются системой национальных установок, в соответствии с которыми люди специфически воспринимают сложившиеся обстоятельства и этнически своеобразно действуют при общении с представителями других национальных групп.
По мнению А.Х. Гаджиева национальная установка является частным случаем такого феномена, как психологический настрой. Таким образом, современные представления о национальной установке могут быть сведены к следующему:
Ø национальная установка должна пониматься как определенное состояние внутренней готовности (настроенности) личности и групп людей на специфические для каждой из них проявления чувств, интеллектуально-познавательной и волевой активности, динамики и характера взаимодействия, общения и т.д., соответствующие сложившимся национальным традициям;
Ø основу фиксации национальной установки следует искать в образовании национальных стереотипов, которые формируются как единица социально-перцептивной деятельности представителей конкретной социальной общности;
Ø национальная установка формируется в процессе деятельности, однако в отличие от них инициируется не собственно потребностями человека и соответствующими условиями деятельности, а самим характером деятельности в условиях специфически социальных норм поведения.
По мнению М.В. Муратова формирование национального стереотипа является ответной реакцией на социальную действительность, а каждая реакция на какое то событие или явление окружающей действительности определяется не только и не сколько этим фактором, сколько тем, какое отношение он к себе вызывает: важен или не важен, интересен, привлекателен, или отталкивает.
Национальные установки, являясь составной частью национальной психики человека, формируют определенный ее настрой, придавая особую специфику мотивации и целеполаганию людей, способам и приемам их деятельности.
Из всего выше сказанного можно выявить пути решения межнациональных конфликтов:
Ø соблюдение гуманистических принципов политики в области национальных отношений;
Ø отказ от насилия и принуждения;
Ø признание прав и свобод человека важнейшей ценностью;
Ø готовность к мирному урегулированию спорных проблем;
Ø предоставление всем народам максимально широкого самоуправления - автономии (во всех ее видах);
Ø отказ национальных меньшинств от сепаратизма, т.е. от обособления, отделения с целью создания нового самостоятельного государства, что нарушает суверенитет страны, несет угрозу ее целостности, создает массу самых сложных проблем;
Ø настойчивая борьба с труднопреодолимым пороком - бытовым национализмом и шовинизмом.
Таким образом, на основании полученных данных можно сделать следующие выводы:
1. Освещаемые в средствах массовой информации события происходящие в мире, влияют на формировании социальной установки по отношению к различным национальностям у большинства представителей различных возрастных групп.
2. Наиболее негативное отношение в большинстве возрастных групп зарегистрировано к представителям чеченской, казахской и цыганской национальности.
3. С возрастом происходит увеличение как количества людей, имеющих негативное отношение к некоторым национальностям, так и число самих национальностей.
4. Отрицательное отношение к своей национальности, зарегистрированное у 18,6% учащихся свидетельствует о наличии в социуме сформированного негативного настроя к некоторым национальностям и их конкретным представителям.
5. Пик возникновения вопросов, связанных с национальностью приходится на дошкольный возраст, что налагает большую ответственность на родителей и воспитателей детских дошкольных учреждений по формированию правильной интернациональной установки.
Еще по теме:
Специфические особенности процесса социальной адаптации и игровой
деятельности детей и ЗПР: основные моменты взаимозависимости
В целях определения объективной возможности использования игры как средства оптимизации процесса социальной адаптации необходимо определить сущность и специфику всех ключевых понятий данной работы. Что означает, осуществление психолого-пе ...
Социальные причины вовлечения подростков в субкультуру готов
К социальным причинам вовлечения подростков в молодежные контркультуры можно отнести следующие факторы:
1.Потребность в принадлежности к группе. Известно, что в подростковом возрасте возникает потребность в принадлежности к какой-либо гр ...
Влияние взрослого на «Я-концепцию» ребенка дошкольного возраста в работах Г.С.
Абрамовой
Дошкольным по Абрамовой Г.С. является возраст 5-7 лет, она называет этот период серединой детства, и разделяет на младший дошкольный и старший дошкольный. Она отмечает, что для этого возраста характерна повышенная чувствительность ребенка ...