Организация и методы исследования
В связи с целью нашего исследования выявить личностные особенности студентов-медиков, объектом нашего исследования стала группа учащихся Гомельского государственного медицинского колледжа из 28 человек. Возраст в группе от 17 до 19 лет. Группа состоит из девушек, которые избрали будущей специальностью "лечебное дело" (фельдшера-акушеры).
Для выявления личностных особенностей была использована методика Кетелла, которая является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности. Разработана под руководством Р.Б. Кеттелла в 1949 году. В 1956-1957 г. г. вышло второе издание, дополненное новыми разработками. В 1961-1962 г. г. - третье, которое можно было использовать как самостоятельное руководство к тесту.
Теоретической и методологической основой разработанного теста является факторный анализ личности. В результате исследования с помощью данного опросника личность описывается 16-ю фундаментально независимыми и психологически содержательными факторами. Каждый фактор имеет условное название и предполагает устойчивую вероятностную связь между отдельными чертами личности [24, с.308].
Существует 6 форм опросника: А и В (187 вопросов), который используется для совершеннолетних, высокообразованных людей; и С и Д (105 вопросов), использующийся для людей с нормальным образованием, начиная со среднего, совершеннолетних; E и F (128 вопросов) - для групп с невысоким уровнем образования, совершеннолетних [25, с.10].
В России и у нас чаще всего используют формы А и С. Наибольшее распространение опросник получил в медицинской психологии при диагностике профессионально важных качеств, в спорте и научных исследованиях.
Опросник Р.Б. Кеттелла включает в себя все виды испытаний - и оценку, и решение теста, и отношение к какому-либо явлению.
Для учащихся медицинского колледжа мы выбрали форму С, т.к. она предназначена для людей со средним образованием, тестирование занимает 30-40 минут и подходит для применения в группе. Кроме того, в форме С вопросы сформулированы таким образом, чтобы придать методике вид промежуточной между самооценочной и проективной, обеспечивая тем самым и более адекватные ответы испытуемых. Еще одно преимущество этой формы заключается в том, что она включает в себя дополнительный фактор MD, который дает информацию о самооценке личности. Также по этому варианту методики можно работать с сырыми оценками.
Сама методика состоит из опросника, бланка для ответов и ключа (см. приложение А).
Перед началом опроса испытуемому дают специальный бланк, на котором он должен делать определенные пометки, по мере прочтения вопросов. Испытание проводится индивидуально в спокойной, деловой обстановке. Предварительно дается соответствующая инструкция, содержащая информацию о том, что должен делать испытуемый. В инструкции даются следующие разъяснения: "Вам предлагается ряд вопросов, которые помогут определить некоторые свойства Вашей личности. Здесь не может быть ответов "правильных" или "ошибочных". Люди различны, и каждый может высказать свое мнение.
Отвечая на каждый вопрос, Вы должны выбрать один из трех предлагаемых ответов - тот, который в наибольшей степени соответствует Вашим взглядам, Вашему мнению о себе. Отвечать надо следующим образом: в соответствующей клеточке на бланке для ответов ставьте крестик (левая клеточка соответствует ответу "а", средняя - ответу "б", а клеточка справа - ответу "с").
Еще по теме:
Конфликты в классном коллективе
Для классного коллектива характерны разного рода конфликты. Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности, а ее сутью является деятельность по передаче и освоению социального опыта ...
Особенности развития в подростковом возрасте
Изучение развития психических явлений и возрастной анализ их изменчивости является главной задачей возрастной психологии, которая успешно разрабатывается отечественными и зарубежными психологами. В работах отечественных психологов конца 1 ...
Классификация эмоциональных процессов и состояний
Важным нерешенным вопросом общей психологии эмоций является вопрос классификации эмоциональных процессов. Эмоции представляют собой системные явления и как таковые обладают системными качествами. Выделение этих качеств, их объективизация ...