Учебная деятельность
При совместной работе со сверстниками равноправное общение обогащает ребёнка опытом контрольно-оценочных действий и высказываний. Анализируя взаимодействие детей в экспериментальном классе, Г.А. Цукерман выделила две характеристики учебной деятельности.
1. Независимость от взрослого способствует децентрации, что ведёт к рефлексии
2. Обращённость не столько на результат, сколько на способ своих и партнёра действий. В ходе обсуждения отмечался высокий мотивационный уровень учащихся.
Развитая форма учебной деятельности есть такая форма, в которой субъект ставит перед собой задачи собственного изменения. Именно в этом и состоит цель обучения – изменить ученика.
А. П. Усова выделила три уровня развития учебных умений и действия контроля и соответственно три уровня учебной деятельности (Приложение 2):
1 уровень – дети, которые активно применяют даваемые им указания в своей работе; спрашивают о том, что непонятно; могут правильно, исходя из критериев, даваемых педагогом, оценивать как свою работу, так и работу товарища. У этой группы не наблюдалось механического подражания другим детям.
2 уровень – все признаки овладения детьми учебной деятельностью ещё не стойки. Но вместе с тем они уже могут обучаться, хотя и возможны всякие отклонения и возвраты на более низкий уровень учебной деятельности.
3 уровень – дети, характеризующиеся чисто внешней дисциплинированностью на занятии, но без каких-либо признаков учебной деятельности.
Почему же одни дети могут овладевать учебной деятельностью, а другие испытывают затруднения? Психологи выделяют несколько причин.
1.Дети с признаками умственной отсталости и различного рода задержками психического развития.
В качестве диагностической процедуры для такой дифференциациации рекомендуется тест Векслера, содержащий, как известно, критерии «тяжёлого интеллекта» и «умственной отсталости».
2. Дети с локальными поражениями центральной нервной системы, следствием чего бывают нарушения речи, счёта, моторики, механической памяти.
3.Дети с педагогической запущенностью. Эти случаи усугубляются обычно ещё и недостатками семейного воспитания, неблагополучием в семье.
Эффективная работа с такими детьми может осуществляться в специальных группах (например, продлённого дня), где основное внимание должно уделяться не дополнительным занятиям по программе, а общему развитию детей, расширению их кругозора.
4.Интеллектуально пассивные дети.
5.Дети с плохим здоровьем (наличие аллергий, гастроэнтерологических заболеваний, устойчивых головных болей, миопатии, авитаминоза и др.)
6.Дети, у которых не сформирована внутренняя позиция школьника.
А) Это дети, у которых преобладают игровые мотивы.
Б) У ребёнка ярко выражено отрицательное отношение к школе и нежелание учиться, ребёнок активно сопротивляется учению. Практика показывает, что это чаще всего бывает в трёх случаях:
Во-первых, когда ребёнок в дошкольном детстве не приучен ограничивать свои желания, преодолевать трудности, и у него сформировалась своеобразная установка на «отказ от усилия». Поскольку школа требует от ребёнка постоянных усилий, преодоления трудностей, то у него возникает активное противодействие учению.
Во-вторых, активное нежелание учиться встречается у тех детей, у которых дома заранее сформировали страх перед школой («вот пойдёшь в школу, там тебе покажут!»)
В-третьих, у тех, которым, напротив, рисовали школьную жизнь (и будущие успехи ребёнка) в радужных тонах. Столкновение с реальностью в этих случаях может вызвать настолько сильное разочарование, что у ребёнка возникает резко отрицательное отношение к школе. Наиболее сложными при этом являются такие случаи, когда нежелание учиться возникает на фоне общей педагогической запущенности ребёнка.
Еще по теме:
Особенности развития морально-нравственной и эмоционально волевой сфер
личности в младшем школьном возрасте
Ответственность -
один из самых сложных феноменов в теории волевых качеств. Его называют "качеством высшего порядка" из-за тесной взаимосвязи с эмоциональной, нравственной и мировоззренческой сторонами личности. Это качество от ...
Физиологическая основа речи
Язык, возникший вместе с возникновением человека, играл и играет великую роль в его жизни. Он явился прежде всего одним из необходимых условий формирования самого человека и его мышления. В связи с возникновением членораздельной речи прои ...
Концептуальный аппарат психологии семейных отношений
Внимание учёных к семье как одному из важнейших факторов формирования личности проявилась уже в 20-х и начале 30-х годов. Семья - важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость её влияния на личность, ...