Особенности подросткового общения
Деятельность общения, как уже отмечалось, чрезвычайно важна для формирования личности, в этой деятельности формируется самосознание. Общение со сверстниками, согласно периодизации психического развития по Д.Б. Эльконину, является ведущей деятельностью подростков. Очень значимой ценностью, как показано выше, в этом возрасте является система эмоционально нагруженных отношений со сверстниками. Однако на вопрос о ведущей деятельности подросткового периода существует несколько взглядов: Д.И. Фельдштейн [30] считал, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общественно-полезная деятельность. "Именно участие в социально признаваемой деятельности позволяет подростку осознать и само оценить себя, приобрести уверенность в собственной значимости"; Башев В.В. формулирует ведущую деятельность в подростковом кризисе как деятельность по построению авторской позиции ребенка в предмете, в межличностных отношениях, социальных взаимодействиях. [4]
Переход к взрослости, завершение «переходного критического периода» характеризуется возникновением особого личностного новообразования, которое Л.И. Бажович обозначила термином «самоопределение». С субъективной точки зрения оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции. В конце переходного периода самоопределение характеризуется не только пониманием самого себя – своих возможностей и стремлений, - но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни. Разрешаются основные задачи развития подросткового возраста, основными из которых являются «освобождение от родительской опеки, осознание себя как отличного от интериоризированных родительских образов, осуществление системы самостоятельных выборов и т.д.».[3,5]
Итак, по мере взросления для подростка наиболее важным, потребностным становится общение с друзьями, совместная деятельность, остальные деятельности, такие как получение знаний, зависят от мотивации[11].
Еще по теме:
Понятия творчества, креативности и творческих способностей
Творчество — сложный и запутанный предмет. Границы его размыты и простираются от изобретения нового колпачка для зубной пасты до Пятой симфонии Бетховена [3]. Понять природу творческих способностей без понимания сущности творчества, разум ...
Организация и методическое обеспечение
Целью и ориентиром исследования являлось проверка гипотезы, лежащей в основе всей работы, о широких возможностях использования игры как средства оптимизации процесса социальной адаптации детей с ЗПР дошкольного возраста. Именно это опреде ...
Психологические основы семейного воспитания
Семья
– это сложное социальное образование, малая группа, включающая мужчин и женщин, различных по возрасту, профессиональной определенности, общность, связанная узами супружества – родительства, родства кровного и духовного, осуществляю ...