Понятие об ощущении и восприятии. Закономерности сенсорного развития детей д/в
. Чувствительность к различению цвета развивается параллельно с умением различать их. В 3–4 года дети довольно точно ощущают красный, синий, черный и белый цвета. В 5–6 лет точно ощущают желтый, зеленый, голубой, оранжевый и фиолетовый цвета. На 7-мом году начинают различать оттенки цветов. Кроме того, начиная с 5ти лет, все дети безошибочно отбирают, и группируют образцы не только основных, но и промежуточных тонов. Наличие точно установившейся связи между цветом и его наименованием в отношении основных тонов отмечается, начиная с 4х лет. С 5ти лет дети при группировке цветных образцов учитывают не только цветной тон, но и светлоту. Быстрое и точное выделение отношений светлоты и перенос отношений в несколько другие условия происходит тогда, когда эти отношения обозначаются обобщающим словом – «темное», «светлое». Острота слуха
. Слуховая чувствительность у младших дошкольников не велика, но к концу д/в несколько увеличивается. Острота тонального слуха у детей до 13 лет понижена по сравнению с остротой слуха у взрослых людей на всех частотах, но в большей степени в области низких частот. Сопоставление порогов слышимости внутри д/в показало, что повышение остроты тонального слуха происходит неравномерно. У детей, по сравнению со взрослыми, понижена и острота речевого слуха, но с возрастом повышается острота слуха на речевые раздражители. В д/в понижение речевых порогов осуществляется более медленно, чем в последующие возрастные периоды. Уровень речевых порогов превышает у дошкольников уровень тональных порогов. Это означает, что дети д/в воспринимают слово только в том случае, если его звучание будет превышать ту громкость, при которой они воспринимают звучание простых слов. Музыкальный и фонематический слух
. Речевой или фонематический
слух начинает развиваться у ребенка рано (с конца 1го года – начала 2-го года жизни). Как правило, к началу д/в ребенок практически различает все звуки родного языка в соответствии с их фонематическими признаками – он понимает речь и сам ею активно пользуется. Несколько иначе обстоит дело с формированием в д/в музыкального слуха
. Различение звуковысотныхотношений для детей первой половины дошкольного детства (от 3 до 5 лет) представляет значительные трудности. Трудности в различении у детей среднего возраста появляются тогда, когда нужно установить направление звуковысотного движения. Дети старше 5ти лет могут дать словесную оценку звуковысотных отношений, сказать одинаковые или разные по высоте предъявляемые им два звука, а после специальных упражнений словесно указать, какой из двух звуков выше. Звуковысотный рисунок мелодии детьми от3х до 5ти лет не воспроизводится, для них характерно монотонное пение, пение «на удобном» звуке. Дети старшего дошкольного возраста при восприятии музыкального произведения преимущественно улавливают его динамическую сторону – ритм и темп; собственно звуковысотная сторона – мелодия и гармония – воспринимаются ими хуже. Кинестетическая и тактильная
чувствительность
. В дошкольном возрасте происходит развитие суставно-мышечных и тактильных ощущений, играющих большую роль в анализе многих свойств и качеств окружающего мира. Способность анализировать степень мышечного напряжения также увеличивается с возрастом. Ответы на звуковые сигналы (гудок, свисток) при речевом подкреплении «Нажми сильно», вырабатываются у детей 6 -7 лет значительно быстрее, чем у детей 4х лет. Кроме того, для детей 4х лет характерны колебания в силе нажатия, тогда как у детей 6-7 лет реакции более стабильны. Обонятельная чувствительность повышается в течение д/в
. наиболее древний вид и менее всех изученный. Дети ощущают наличие 1 капли духов в помещении из 6 комнат.
Сенсорное развитие включает 2 взаимосвязанные стороны: - формирование сенсорных эталонов; - развитие действий восприятия (перцептивных действий). Венгер:
формирование сенсорных эталонов – процесс динамичный, включает 3 этапа
(уровня). 1 этап ранний возраст
– ребенок не дифференцирует эталоны; происходит отождествление – шарик – мячик, зеленый овал – огурчик и т. д. 2 этап – младший д/в
- ребенок дифференцирует эталоны и игрушки, но пытаясь определить эталон формы ребенок опирается на знакомый предмет (шар как мяч). 3 этап
– средний и старший дошкольный возраст – сформировать предмет получить эталон, т. е. когда ребенок при воспроизведении нового предмета может сказать какой он формы. Переход от этапа к этапу происходит на основе обобщения основных свойств предмета. Динамика развития перцептивных действий. 1. В 3 – 4 года
среднее время узнавания фигуры около 40 секунд. Движения глаз по фигуре незначительны, взгляд сконцентрирован в центр фигуры, река осуществляет похлопывание, а не ощущающие движения. 2. В 4года
Еще по теме:
Последствия готического образа жизни
Говоря о последствиях готического образа жизни, отмечается определенная опасность подобного образа жизни в силу его ассоциальности и вненормативности. Кроме того, если подросток не выходит из молодежной субкультуры, как из сообщества, до ...
Роль гиппокампа
память заболевание психика
Гиппокамп — это часть лимбической системы головного мозга. Участвуют в механизме формирования эмоций, помогают переходу кратковременной памяти в долговременную.
Гиппокампы используются для обработки и хранения ...
Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания
В литературе выделяют три фактора, играющих существенную роль в эмоциональном выгорании: личностный, ролевой и организационный [4, с. 60].
Среди личностных особенностей, способствующих эмоциональному выгоранию, Х. Дж. Фрейденберг выделяе ...