Организация и методы исследования личностноразвивающего потенциала психологической защиты
Анкетирование.
Исследуя проблему адаптации первокурсников к образовательным условиям вуза, мы использовали анкету, разработанную сотрудниками лаборатории инновационных проблем педагогики и психологии высшей школы и кафедры психологии СГТУ - Н.Г. Сикорской, Т.Ф. Масловой, М.Ю. Краевой, И.Е. Лилиенталь (Приложение 2). Данные проведенного анкетирования, в котором участвовало 64 студентов, позволили выявить характер социально-бытовых и психологических трудностей студентов, получить сведения о выраженности у них состояния психологического дискомфорта, связанного с адаптацией к новым условиям, выявить слабые звенья в организации учебно-воспитательного процесса. В результате анализа данных анкетирования были определены основные подходы к психологической поддержке первокурсников и сформулированы методические рекомендации для деканатов, преподавателей учебных дисциплин, кураторов академических групп.
Беседа
в качестве метода научного исследования использовалась на всех его этапах. Применение метода беседы на подготовительном и констатирующем этапах было связано с определением области исследования при подготовке к массовым анкетным опросам; необходимостью пополнения и уточнения данных, полученных в результате анкетирования и применения других методов исследования.
На всех этапах исследования применялся также метод наблюдения
. Невключенное и включенное наблюдение позволило соотнести субъективные суждения студентов и их реальное поведение в процессе обучения в вузе (знания о конструктивных и деструктивных механизмах и средствах психологической защиты; о причинах межличностных конфликтов и способах их разрешения; о формах и методах применения различных способов саморегуляции и т.д.).
На констатирующем этапе исследования была использована методика диагностики
"Доминирующей стратегии психологической защиты" В.В. Бойко (51), состоящая из 24 вопросов, к каждому вопросу предлагается 3 варианта ответов. Цель данной методики состоит в определения доминирующей стратегии психологической защиты в общении с партнерами. Выделяется три типа стратегии взаимодействия: миролюбие, избегание, агрессия. Чем больше ответов того или иного типа, тем отчетливее выражена соответствующая стратегия; если их количество примерно одинаковое, значит, в контакте с партнерами активно используются разные защиты своей субъективной реальности (Приложение 5).
Еще по теме:
Эмоционально-волевое и личностное развитие младших школьников
К началу школьной жизни ребёнок представляет собой в известном смысле личность. Он даёт себе отчёт в том, какое место занимает среди людей и какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем (он пойдёт учиться в школу). Одним словом от ...
Психология успеха, проблемы успешности
При отсутствии психологических знаний у человека может сложиться неправильное представление о сущности своих проблем и жизненных неудач. Часто ему мешают страхи за свое здоровье, семью, карьеру и, как результат - создание мифов о причинах ...
Общие вопросы психологии здоровья
Теоретическим обоснованием психологии здоровья является понимание психического здоровья не негативным образом – как отсутствия дезадаптации, а позитивно – как способности к постоянному развитию и обогащению личности. Психическое здоровье ...