Общие вопросы психологии здоровья
Теоретическим обоснованием психологии здоровья является понимание психического здоровья не негативным образом – как отсутствия дезадаптации, а позитивно – как способности к постоянному развитию и обогащению личности. Психическое здоровье рассматривается не просто как отсутствие недостатков, а как присутствие определенного ряда достоинств в структуре личности.
Позитивные концепции психического здоровья предусматривают тенденции к развитию, росту, самореализации человека, способность руководить своими действиями и поступками, иметь развитую систему ценностей, способность адекватно воспринимать себя и окружающих.
Психология здоровья выделяет ряд черт здоровой личности. Личностная зрелость характеризуется главным образом развитием самоконтроля и усвоением реакций, адекватных разным ситуациям, с которыми сталкивается человек. Основой адекватного поведения в жизненных ситуациях является умение различать реальные и идеальные цели. Стержнем зрелости личности выступает духовная ориентация, “очищаемая” самоконтролем и самонаблюдением своего душевного “Я”. Зрелость личности выражается в дисциплине ума, эмоций и поступков. Такая личность способна приводить в полное равновесие свои мысли, чувства и действия. Рассматривая зрелую личность как гуманистический идеал человека, следует выделить такие его характеристики, как свобода и ответственность, целостность и гармоничность, актуализация и реализация всех возможностей, максимальная согласованность личности со своим внутренним миром (конгруэнтность личности). Не менее важным является стремление личности к естественности выражения самой себя. Болезнь появляется при срастании с какой-либо ролью, при желании не быть, а казаться. [1]
Принимая все существующие теории личности, психология здоровья всё же выходит за пределы границ любой из них. Психология здоровья как научно-практическое направление призвана экологично расширять возможности восприятия и адаптивного поведения человека в его жизненной среде. Расширение рамок сознания неизбежно приводит к пониманию человеком его невостребованных способностей, которые могут побудить жить настолько полно, насколько позволяет присущий ему не до конца осознанный и безмерный потенциал. Совершенствование человека есть процесс, не имеющий конечной формы или портрета идеальной личности. Потребность саморазвития и обогащения личности не может быть принципиально удовлетворена. Психология здоровья, ориентируясь на принципы гуманистического движения в психологии, изучает идеальное в реальном, выбрав направление “от жизни к идеалу”.
Методы психологического воздействия в области развития, совершенствования человека можно условно дифференцировать в зависимости от уровня сознания, на котором производятся позитивные изменения. Одной из подходящих для психологии здоровья классификаций является модель “Спектр сознания” Кена Уилбера (1980). Это многомерный подход к личности человека. Уровни сознания рассматриваются от Верховной Личности, соотносимой с космическим Сознанием, до резко суженной идентификации на уровне Эго.
Совершенствование на уровне Эго. Дезадаптации на данном уровне возникают тогда, когда образ самого себя подвергается искажению и истолковывается неточно. Если человек отчуждает какие-то грани своей личности, то он обманывает себя, искажает свой образ. С помощью механизмов психологической защиты личность выходит на уровень: “понимаю и принимаю себя со всеми своими достоинствами и недостатками”.
Совершенствование на экзистенциональном уровне (лат. existentia – существование), рассматривающем человека как духовное начало. Терапия направлена на актуализацию целостного, полностью проявленного бытия человека, не разорванного на части. Основная задача состоит в преодолении двойственности, как-то: субъект-объект, жизнь-смерть. В группу методов входят экзистенциональная психология, гештальттерапия, логопсихотерапия, гуманистическая психология.
Совершенствование биосоциального слоя, который относится к верхним пределам экзистенционального уровня и хранит в себе объем информации, отобранной из культурного наследия человека. Методы этого уровня более других касаются социального контекста отклонений, это межличностные методы: семейная терапия, нейролингвистическое программирование (NLP).
Совершенствование трансперсонального слоя. Выход человека в надличностный слой за пределы своего индивидуального бытия, условного предела своего организма, в мета-позицию наблюдателя, способствует преодолению страхов тревог, навязчивостей, депрессии и других дезадаптаций. “Я” становится свидетелем, а не участником дезадаптаций (позиция буддийской практики). К этому слою относятся методы, направленные на расширение сознания: холотропное дыхание, психосинтез, медитация самонаблюдения, арт-терапия и другие.
Совершенствование на уровне MIND. Методы этого уровня пытаются избавить человека от дуализма субъект-объекта, после чего он становится способным к взаимодействию с внепространственным миром космического Сознания. Выход на этот уровень достигается с помощью специфических техник, включенных в некоторые формы религиозного мистицизма: буддизм махаяны, даосизм, ведантизм, индуизм, суфизм, шаманство и др.
Еще по теме:
Возможности устранения супружеских конфликтов
В благополучной семье всегда есть ощущение сегодняшней и завтрашней радости. Для того чтобы сохранить его, супругам необходимо оставлять плохое настроение и неприятности за порогом дома, а приходя домой, приносить с собой атмосферу припод ...
История социально-психологической диагностики. Современные проблемы
Каждая из психологических дисциплин имеет свою историю развития и становления, которую можно представить в виде определенных стадий или основных этапов. Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже ...
Организация и процедура проведения социально-психологической диагностики
В прикладной социальной психологии процесс диагностирования начинается с оформления отношений с заказчиком (клиентом), который приходит к психологу-практику со своей проблемой. Если заказчиком является кто-то из руководителей практическог ...