Межличностные отношения в старшем подростковом возрасте
А.Газел, американский психолог писал:
13 лет – подросток. Обращенность внутрь (интровертность), самокритичность, чувствителен к критике, критически относится к родителям, избирателен в дружбе.
14 лет – подросток. Экстраверсия, энергичен, общителен, уверенный в себе, проявляет интерес к другим людям, обсуждает и сравнивает себя с другими, с героями.
15 лет – подросток. «Приобретаются» индивидуальные различия: дух независимости, свобода от внешнего контроля, начало сознательного самовоспитания, ранимость, восприимчивость к вредным влияниям (2, 628).
Психологические особенности этого возраста: появление сексуальных влечений, формирование самосознания своего «я», избирательность в учении, возникает чувство «взрослости», происходит отношение себя с идеалом, возрастает объем памяти, умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах, самоутверждение своей независимости, оригинальности.
У них складываются две системы взаимоотношений: одна – со взрослыми, другая со сверстниками. Отношения со сверстниками равноправные, а другие – неравноправные. Подросток начинает больше времени проводить со сверстниками. Отношения в группе сверстников становятся устойчивыми и начинают подчиняться более строгим правилам.
Встречаются три разные вида взаимоотношений, которые отличаются друг от друга по степени близости, содержанию и тем функциям, которые они выполняют в жизни. Внешние, эпизодические, деловые контакты служат удовлетворению сиюминутных интересов и потребностей, глубоко не затрагивающих личность. Если в младшем подростковом возрасте – товарищеские отношения, то в старшем подростковом они становятся дружескими (позволяют решать вопросы эмоционально-личного характера). Общение занимает много времени и не менее важно, чем остальные дела. У них появляется стремление жить групповой жизнью. Неблагополучные взаимоотношения переживаются тяжело. Чтобы привлечь внимание товарищей они делают все возможное; иногда нарушают социальные нормы, конфликтуют с родителями. Товарищеские взаимоотношения базируются на «кодексе товарищества» - это уважение личного достоинства другого человека, верность, равенство, человечность, порядочность, готовность прийти на помощь. Осуждается эгоистичность, жадность, нарушение слова, измена – такое поведение вызывает ответные реакции. Личное внимание со стороны лидера очень ценно. Подростки сближаются, если есть сходства в интересах. Иногда желание дружить с товарищем - причина интереса к делу. Интерес к противоположному полу, стремление нравиться – отсюда внимание к своей внешности, одежде, манере поведения. Отношения становятся более романтическими (пишут записки, назначают свидания, ходят в кино), занимаются самовоспитанием. Становятся менее раздражительными, адекватная самооценка, а порой завышенная. Однако многие трудности все еще не понимают, не верят им. Если родители правильно понимают сущность явлений этого возраста, разумно реагируют на поведение, то никаких особых конфликтов не возникает и этот период происходит благополучно и безболезненно. Главное осознание своей индивидуальности.
Еще по теме:
Выводы
Проделанная работа позволила сделать следующие выводы:
1. Популярные подростки отличаются от своих непопулярных сверстников явно выраженными проявлениями коммуникативной и предметной рефлексии.
Популярные подростки характеризуются устой ...
Физиологическая основа речи
Язык, возникший вместе с возникновением человека, играл и играет великую роль в его жизни. Он явился прежде всего одним из необходимых условий формирования самого человека и его мышления. В связи с возникновением членораздельной речи прои ...
Интенсивность и длительность эмоциональных реакций
Об интенсивности эмоциональных реакций в основном судят по величине вегетативных сдвигов, наблюдающихся у человека в той или иной эмоциогенной ситуации (в исследованиях - обычно перед экзаменом и после него). Часто это свойство эмоциональ ...