Меры профилактики феномена «сгорания»

Материалы » Феномен "эмоционального сгорания" » Меры профилактики феномена «сгорания»

Для предотвращения возникновения феномена «сгорания» деятельность сотрудника телефона доверия должна быть организованна следующим образом:

он не должен находиться долгое время один,

у него всегда должна быть возможность обратиться за помощью, советом к коллегам, супервизору;

не стоит сильно загружать сотрудника телефона доверия: 4-5 дежурств в месяц вполне достаточно;

помещение службы телефона доверия должно быть максимально удобным для длительного пребывания в нем сотрудника и защищенным от проникновения посторонних, чтобы его нервная энергия не расходовалась, например, на адаптацию к посторонним шумам;

важна общая дружеская атмосфера поддержки и взаимопонимания в коллективе телефонистов и сотрудничающих с ними организаций;

всего этого будет недостаточно, если в службе не будет организована супервизия, психотерапия (если необходимо) сотрудников телефона доверия. Это может быть специально обученный человек (не один) из самих телефонистов или приходящий психотерапевт.

Эта помогающая инстанция должна следить за состоянием душевного равновесия работающих, постоянно способствовать осознанию предмета, методов, целей деятельности, изменения отношения к работе каждого; повышением квалификации; необходимо постоянно делиться своим опытом и проблемами с профессиональным сообществом; сотрудников, которые освоили этот вид деятельности, необходимо привлекать к другой работе - супервизия, создание обучающих программ, очное консультирование и т.д.

Особое внимание нужно обратить на формирование защитных механизмов у каждого телефониста. Как правило, это удается сделать только с помощью серии тренинговых групп, проводимых специалистом в области групповой психотерапии. Основные защитные механизмы формируются при осознании и принятии целей, методов, своей роли (и ее границ), концепции телефонной помощи. Каждый должен ответить на вопрос: «Что я делаю?», «Кто я такой?», «Зачем я помогаю?», «Как?».

Владение информацией по многим проблемам, с которыми сталкивается телефонист, тоже является защитой. К защите относятся: умение справляться с собственными негативными переживаниями, с агрессией, чувством брезгливости, раздражительностью: умение не реагировать эмоционально на открытую провокацию со стороны абонентов, не принимать ее на свой счет.

Есть еще один важный фактор, провоцирующий «выгорание» - фактор отсутствия положительного подкрепления. Далеко не во всех случаях консультант телефона доверия может однозначно сказать, что помог человеку, и не все звонят со словами благодарности. Когда обращается абонент с суицидальными намерениями, а затем не перезванивает, телефонист оказывается в такой ситуации, когда затрачено много энергии, нервов, а исход не известен. Телефонист так и живет с этой неизвестностью какое-то время. Работа «вслепую», связанное с ней напряжение способствует «выгоранию».

Что делать при возникновении феномена «сгорания»:

- анализ причин и их коррекция (индивидуальная, групповая совместно с супервизором работа),

- отпуск или существенное снижение частоты дежурств,

- временное переключение на другие формы работы службы ТД не связанные с телефонным консультированием,

- подбор пар по принципу психологической совместимости,

- создание атмосферы психологического комфорта за счет повышения профессиональной квалификации и компетентность.

Еще по теме:

Роль спортивного психолога в психологическом обеспечении
В рамках предлагаемой системы психологического обеспечения практический психолог получает возможность наиболее продуктивно строить свою деятельность, выделяя в ней основные направления и проблемы. К основным проблема отнесем: разработка и ...

Методологические проблемы исследования невербального общения
Исследователи давно отметили, что понимание целостного экспрессивного поведения заключается в поиске «опорного, систематизирующего признака», поскольку фактически любая часть тела (внешности) так или иначе несет информацию о характере пар ...

Внимание как проявление активности человека. Становление видов и свойств внимания в детском возрасте
Внимание – это состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком – либо объекте или, Внимание – это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru