Определение межличностных отношений
Эти потенциалы объединяются в три комплекса, которые представляют собой структурную модель социально-психологического климата: личностный комплекс (потенциалы признания и самовыражения личности), комплекс творческой реализации (потенциал выбора условий деятельности, потенциал обновления деятельности), комплекс внешних условий деятельности (потенциал психологической напряженности, потенциал определенности).
Под регуляцией СПК понимается такой способ преднамеренного воздействия на те или стороны психологической жизнедеятельности коллектива, который приводит к изменению содержания структуры СПК в направлении, отражающем тенденцию социального развития коллектива.
Малые группы также классифицируются на референтные, нереферентные и антиреферентные (Г.Хаймен).
Референтной называется группа, к которой человек себя причисляет, образец для подражания ее целям, убеждениям, нормам, ценностям, формам поведения (2, 445).
Нереферентная – группа, чуждая или безразличная для человека.
Антиреферентная – группа, которую человек не приемлет, отрицает, отвергает.
Положение индивида в группе определяется статусом, системой групповых ожиданий, групповыми нормами.
Статус – положение человека в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности, привилегии (2,445).
Система групповых ожиданий – совокупность мнений об ожидаемом поведении данного человека в данной группе.
Групповые нормы – общие правила поведения, которых придерживаются все члены группы.
Групповая работоспособность определяется групповой совместимостью, т.е. сочетанием психологических особенностей каждого члена группы, которая обеспечивает удовлетворенность деятельностью и эффективность деятельности.
Отрицательные взаимодействия в группе порождают тревожность (беспокойство, страх, опасение), фрустрацию и конфликты.
Тревожность бывает личная (эта черта личности устойчива, независима от конкретной обстановки) и ситуативная (возникает в сходных ситуациях экзамена).
Фрустрация – состояние эмоционального расстройства, связанное с переживанием неудачи в достижении цели, бесплодность усилий (2, 445).
Причины тревожности: наказания, необоснованные запреты. Эти причины могут стать причиной фрустрации, которые сопровождаются разочарованием , раздражением, тревогой, отчаянием, агрессией и порождают конфликты.
Конфликт – это трудно устанавливаемое разногласие, чреватое серьезными, далеко идущими последствиями, если оно своевременно не будет устранено (3, 83).
Конфликт – это столкновение противоречивых взглядов, несовместимых друг с другом точек зрения, интересов, норм и форм поведения.
Существование сложных взаимоотношений, конфликтов и противоречий между людьми во все времена и протяжении всей истории человечества убеждает нас в том, что они неизбежны или трудно устранимы. А некоторые психологи считаю, что конфликты необходимы для нормального существования людей.
Существует много трудностей во взаимоотношениях людей.
Первой из них является то, что люди довольно часто, помимо своего желания, оказываются невольным препятствием на пути удовлетворения интересов и потребностей друг друга и отношения между невольными конкурентами во всех этих делах неизбежно будут сложными, поскольку получение одним человеком соответствующей «награды» автоматически лишает ее другого человека.
Второй причиной - различные психологические различия между людьми как личностями, в силу которых они или не могут вместе жить и работать, или не в состоянии прийти к единому мнению так, что начинают мешать друг другу.
Третья причина – неправильное восприятие и понимание людьми друг друга.
Четвертая причина –действительно существующие недостатки в характере человека (агрессивность, неуживчивость, непорядочность, зависть и т.д.).
Пятая причина – преднамеренное провоцирование других людей на конфликты.
Пути и способы преодоления трудностей во взаимоотношениях людей зависят от тех причин, которые эти трудности создают.
Отношения в группе закономерно изменяются. Сначала они бывают безразличными (люди не знают друг друга), затем могут стать конфликтными, а при благоприятных условиях превращаются в коллективистские.
У каждого человека есть свои положительные и отрицательные черты характера, свои достоинства и недостатки. То, какой стороной положительной или отрицательной он выступает во взаимоотношениях с людьми, зависит от этих людей и социального окружения, от особенностей группы, в которую он включен в данный момент. Замечена закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон личности и торможения того, что в ней есть худшего. И наоборот, чем дальше группа отстоит по уровню развития от коллектива и чем ближе она находится к корпорации и торможения лучших личностных стремлений.
В группах протекают динамические процессы:
- давление на членов группы, способствующее их конформизму и внушаемости;
Еще по теме:
Исследование леворукости
Мною было обследовано 28 учащихся СОШ №4, г. Моршанска в возрасте 7-12 лет, в том числе 13 мальчиков и 15 девочек. Для определения функциональных асимметрий учащихся проводился набор тестов и проб, объективный многопараметрический контрол ...
Описание методики и параметры интерпретации
Ребенок не может рассматриваться отдельно от семьи. Не имеет, значение, будет это биологическая, заменяющая, искусственная, или даже придуманная семья для ребенка – это всепроникающая реальность, глубоко влияющая на представление о себе и ...
Психологический смысл понятия «рефлексия»
Понятие «рефлексия» - одно из центральных категорий психологической науки, и на теоретическом уровне основоположниками отечественной психологии проработано в качестве одного из объяснительных принципов организации и развития психики челов ...