Психическое напряжение спортсмена
Психическое напряжение проявляется на тренировке и соревнованиях. Напряжение в тренировочном процессе связано, главным образом, с необходимостью выполнять все более возрастающую физическую нагрузку. В экстремальных условиях соревнований к нему добавляется психическое напряжение, диктуемое целью достижения определенного результата. Условно напряжение в тренировке можно назвать процессуальным, а в соревновании - результативным. Обычно они проявляются не только в деятельности, но и до нее, с той разницей, что процессуальное напряжение возникает непосредственно перед тренировкой, а результативное может возникать задолго до соревнования.
Известно, что состояние психического напряжения, также как и физического утомления, чередуемые с отдыхом, являются средством достижения фазы суперкомпенсации, то есть - целью спортивной тренировки. Однако те супернагрузки, которые используются в современном спорте высших достижений могут привести к переутомлению, психической напряженности, то есть к понижению функций организма, что может рассматриваться как фактор отрицательный.
Как известно проблемами противодействия физическому переутомлению при понижении функций занимается физическая реабилитация, а при нарушении функций - медицинская реабилитация. Что касается психического перенапряжения, то в спорте обычно принято эти проблемы относить к психологической подготовке.
Естественно, что психопедагогика спорта высших достижений в значительной мере отличается от психопедагогики физического воспитания и массового спорта. При этом можно выделить психопедагогику тренировочного процесса и психопедагогику соревнования.
Если рассматривать тренировочный процесс как педагогический процесс управления состояниями спортсмена с замкнутой петлей обратной связи, то весьма важным компонентом здесь является система контроля. При управлении психическим состоянием такой контроль принято называть психодиагностикой. Исходя из того, что после больших нагрузок психика спортсмена восстанавливается дольше других функций, на первый план выходит знание тренером признаков психического перенапряжения. На основе информации, полученной комплексными научными группами во время работы со сборными командами СССР по плаванию и велотреку, и рассматриваемой сквозь призму клиники невротических состояний, можно выделить три стадии психического перенапряжения: нервозность, порочная стеничность, астеничность и определить общие и специфические для каждой стадии признаки.
Кроме психодиагностики психологическое обеспечение спортивной деятельности включает в себя: психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации, психологическую подготовку тренера и спортсмена, а также ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена.
При этом предлагаются следующие характеристики динамики предсоревновательного и соревновательного психического напряжения: стартовое безразличие (СБ), боевая готовность (БГ), стартовая лихорадка (СЛ), стартовая апатия (СА).
СБ означает, что спортсмен достаточно спокоен и объясняется тем, что предстоящие соревнования не представляют для него особой значимости, уровня его подготовленности вполне достаточно для победы. Считается, что СБ не может способствовать проявлению резервных возможностей организма, которые вскрываются только благодаря экстраординарным психическим состояниям. Поэтому состояние СБ определяется как неблагоприятное. Однако в профессиональном спорте и, в частности, в профессиональном кикбоксинге наряду с весьма ответственными соревнованиями планируются и чисто коммерческие бои, перед которыми такое состояние можно рассматривать как желательное.
Состояние БГ является оптимальным, так как обеспечивает гармонию всех функций организма, когда возможно проявление его резервов. Понятно, что подведение спортсмена в таком состоянии к моменту старта требует огромного психопедагогического мастерства тренера. Но даже при филигранном подведении спортсмена к конкретному соревнованию тренер должен быть готов к возникновению непрогнозируемых отрицательных факторов, которые могут в значительной мере понизить состояние БГ. Это могут быть различные организационные издержки, а также непосредственные воздействия психологического плана.
Еще по теме:
Азбука языка тела
Кинесика как наука родилась во второй половине XX века, поэтому ученых, занимающихся этими проблемами, не слишком много.
Общение людей не может быть уподоблено передаче информации по телеграфу, где коммуникатор и реципиент обмениваются в ...
Развитие речи в онтогенезе
Давно уже доказано, что ребенок способен освоить речь, только если находится в социуме, только если подхватит общечеловеческую эстафету языка. В истории достаточно примером, когда дети, выросшие среди животных, осваивали сигнальную систем ...
Стили учения Р. и К. Даннов
Остался открытым вопрос о наилучших условиях этого развития и о перспективах их индивидуализации. Этот вопрос освящается в четвертом подходе анализа индивидуальных различий в интеллектуальном развитии детей. Стили учения можно рассматрива ...