Определение межличностных отношений
- изменение активности членов: возможны феномены фасилитации – усиление энергии человека в присутствии других людей; феномены ингибации – заторможение поведения и деятельности под влиянием других людей, ухудшение самочувствия, результатов деятельности человека в ситуации, когда за ним наблюдают другие люди;
- изменение мнений, оценок, норм поведения членов группы: феномен «групповая нормализация» - формирование усредненного группового стандарта – нормы;
- феномен «групповой поляризации», «экстремизации»- приближение общегруппового мнения к какому-то полюсу континуума всех групповых мнений, часто «сдвиг к риску», когда групповое решение является более рискованным, чем решение принимаемое индивидуально;
- феномен подчинения авторитету в сочетании с феноменом «атрибуции ответственности», когда человек приписывает ответственность за все происходящее другим людям, лидеру, начальству, а не себе (2, 452).
Здесь вводятся понятия «сильное» и «слабое» групповое взаимодействие для удобства рассмотрения некоторых процессов.
Под группой со слабым групповым взаимодействием будем понимать группу, где межличностные отношения не опосредованы совместной деятельностью.
В таких группах достаточно актуальным и наиболее характерным становится процесс влияния группы на личность. Влияние большинства на меньшинство это процессы: социальная фасилитация, социальная леность, деиндивидуализация.
Социальная фасилитация проявляется в том, что присутствие других возбуждает, а это возбуждение усиливает доминантные реакции человека, в результате чего он лучше выполняет простые и хорошо знакомые действия в присутствии других людей. В сложных задачах, где правильный ответ не напрашивается сам по себе, присутствие людей и возникшее в связи с этим возбуждение приводит к неправильной реакции, к ухудшению действительности, к ингибиции.
Выделяют три фактора, вызывающие феномен социальной фасилитации: боязнь оценки, перегрузка когнитивной системы из-за рассеивания внимания, некоторый врожденный механизм социального возбуждения.
Н.Кострелл предположил, что обеспокоенность человека тем, как его оценивают другие люди вызывает эффект фасилитации и ингибиции.
Боязнь оценки со стороны социального окружения людей вызывает у человека состояние обеспокоенности, что приводит его возбуждение, а возбуждение усиливает уверенность или неуверенность при выполнении действий. В результате рассеивания внимания между задачей и оценкой со стороны окружающих людей возникает перегрузка когнитивной системы, а также способствует возбуждению, а последнее, в свою очередь, усиливает доминанту. И, наконец, сам факт присутствия других людей приводит организм в состояние врожденного механизма социального возбуждения. Соревнование – яркий пример социальной фасилитации. Но социальная фасилитация проявляется тогда, когда личные усилия каждого человека могут быть оценены индивидуально. Но если люди складывают свои усилия для достижения общей цели и при этом каждый не отвечает за совместный результат, результаты работы не оцениваются индивидуально, то в этом случае люди склонны прилагать меньше усилий, проявляя «социальную леность». Групповая ситуация деятельности уменьшает боязнь оценки, дает возможность «спрятаться за чужие спины», переложить ответственность «на всех», снижает возбуждение и активность членов группы. Возможно, выделить своеобразный тип людей «зайцы». Это люди, получающие какую-либо выгоду от группы, но мало дающие взамен. Люди в группе меньше бездельничают, если групповая задача вызывающе трудна, притягательна, увлекательна и т.д.
Социальная фасилитация показывает, что группа может возбуждать людей, а социальная леность демонстрирует, что в группе ответственность может размываться; когда возбуждение и размывание ответственности компенсируют, то нормальное сдерживание значительно ослабляет и вместе люди начинают делать то, что они не стал бы делать в одиночку, вплоть до преступных действия: происходит феномен деиндивидуализации – потеря самосознания и чувства личной ответственности людей в ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном человеке (2, 453).
Деиндивидуализации способствуют следующие факторы: размер группы, анонимность, возбуждающие и отвлекающие занятия, ослабленное самосознание.
Размер группы. В зависимости от размера группы резко падает боязнь оценки, участники, находясь в толпе верят, что им удастся избежать наказания. Ф.Зимбардо предположил, что обезличенность в больших городах сама по себе означает анонимность и предусматривает нормы поведения, разрешающие вандализм.
Фактор анонимности. В ситуации анонимности человек в меньшей степени отдает себе ответ в своих намеках, как к негативным, так и к позитивным. Анонимность, как пишет Д.Майерс, высвобождает наши импульсы, одновременно повышает нашу восприимчивость к социальной ситуации.
Анонимность не только обеспечивает размер группы и пребывание в ней, но и эффектом ношения униформы (халат медсестры, боевая раскраска перед нападением и т.д.).
Еще по теме:
Недостатки характера у детей и подростков
Основные причины трудностей в воспитании отдельных школьников в неправильных отношениях в семье, в прочетах школы, изоляции от товарищей, в средовой дезадаптации вообще, стремлении утвердить себя любым способом и в любой малой группе. Час ...
Виды атрибуций
Атрибуции как сложные социально-психологические процессы могут классифицироваться по разным критериям. В этой главе выделено несколько разновидностей атрибуции.
В психологической литературе, затрагивающей тематику атрибутивных процессов, ...
Способы концентрации внимания
учеников
Задайте интересный вопрос, требующий размышлений, покажите картинку, расскажите небольшую историю или прочтите стихотворение, связанное с темой, чтобы завязать дискуссию и заинтересовать тем, о чем пойдет речь на уроке.
Попробуйте поигра ...