Психологический тренинг семейного сотрудничества
Ценности, к которым стремится человек,в значительной степени определяется группой где он научился общаться, где он сформировался как личность, взгляды и правила, по которым он оценивает свою дальнейшею деятельность. Первая и самая важная такая группа - его семья. Именно там через взаимодействие с родителями и родственниками ребенок, впервые осваивает различные формы общения, и это в дальнейшем помогает в успешной адаптации в более широкой социальной сфере. Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром.
Доминирующие стили общения в семье, взгляды и идеалы, в целом для ребенка - это те ориентиры, которые формируют его будущие стремления и ценности, и часто остаются в качестве модели когда он становится взрослым.
Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение.
В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье, и вряд ли будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям.
Взаимное понимание и сплоченность, являются важными элементами в укреплении семьи, но это возможно только при взаимном саморазвитии, как ни пардоксально это звучит.
Взаимная любовь является ключевым моментом в создании стабильных семейных отношений, она изменяет и преобразует структуру человеческих отношений
Супруги, которые счастливы в любви, не знают тоски, скуки и безразличия. Их позитивное настроение, создает условия для оптимального развития личности каждого из них.
Любовь не рождается из ничего, человек с детства учиться любить. Первая форма любви, это когда ребенок чувствует любовь матери, любви самоотверженной. Ее любовь безусловна и бесконечно щедра, можно сказать, что именно это учит ребенка радости дарения. От ребёнка ничего не требуется, чтобы её заслужить, поэтому любовь ребёнка к матери до 8 – 9 летнего возраста обыкновенно пассивна. И с преодолением своего эгоцентризма подросток испытывает активную любовь к матери, понимая, что она (мать) существует не только для удовлетворения его потребностей. И когда он начнёт понимать это по отношению к своей матери,он будет способен перенести такое понимание по отношению к другим людям.Тогда и потребности других людей станут для него такими же важными, как и собственные.
Стоит отметить, что развитие чувства достоинства у человека зависит от того, что он был предметом самоотверженной любви.
Любовь отца не так безусловна, как материнская: она должна быть заслужена, и её огромное воздействие на детей является то, что она в значительной степени намеренна: может быть получена, если ребёнок приложит необходимые усилия. Поэтому любовь отца учит ребенка предпринимать усилия, чтобы получить любовь и уважение к другим.
В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества.
Во второй половине нашего столетия в западной психологии произошел значительный рост исследований, посвященных проблемам воспитания и развития ребенка в семье. Среди причин обращения к этой теме развитие демократических отношений в обществе, проникновение идей равноправия в систему семейных отношений. Родители, продолжающие говорить с детьми с позиции власти и превосходства, не осознают того, что дети слушают их с позиции равенства, и по этой причине авторитарные методы воспитания обречены на неудачу.
Рост интереса к проблемам семейного воспитания в России, Болгарии и других странах бывшего социалистического блока связан с новыми социально-экономическими условиями. Смена идеологических ориентиров или полное их отсутствие создают трудности, с которыми приходится сталкиваться современным родителям.
Вместе с тем проводящаяся демократизация общественных институтов не могла не коснуться и семейных отношений.
Традиционно психологическая помощь семье оказывается в рамках индивидуальной психологической консультации. Новые условия требуют новых подходов и методов работы психолога с семьей, в том числе групповых методов работы с родителями, которые в последнее время завоевывают все большую популярность.
Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решить свои проблемы. Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю взглянуть на себя со стороны, глазами других, и тем самым как бы объективизировать свое поведение. Родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом осознанного выбора воспитателя, а обычно перенимаются либо по наследству от своих родителей, либо являются следствием представлений об отношениях ребенка и родителя, полученных из близкого социального окружения, средств массовой коммуникации и информации.
Актуальность работы: – совместный семейный отдых предполагает активное взаимодействие между членами семьи, по крайней мере еще в стадии его планирования, а тем более, во время его проведения . К сожалению, практически отсутствуют работы, посвященные целенаправленной психотерапевтической семейной работе именно в этот временной момент семьи, при этом тема совместной семейной психокоррекции начинает развиваться.
.
- Социальный статус семьи и её основные функции
- Фокус социальных проблем современной семьи
- Современная модель семьи и ее особенности
- Диагностика взаимодействия родителей с детьми
- Групповые формы совместной работы с родителями и детьми
- Выводы
Еще по теме:
Историческая справка
Пение – это род музыки, где в качестве живого музыкального инструмента выступает голосовой аппарат человека. Причем, ни один музыкальный инструмент в мире не может сравниться с голосом хорошего певца по силе эмоционально-художественного и ...
Социально-психологические качества личности
При общей неразработанности проблемы качеств личности достаточно трудно обозначить круг ее социально-психологических качеств. Не случайно в литературе имеются разные суждения по этому вопросу (Богданов, 1983), зависящие от решения более о ...
Определение потребностей
Маклаков А.Г.:»Потребность — это исходная форма активности живых организмов. Потребность можно описать как периодически возникающее состояние напряжения в организме живых существ. Возникновение данного состояния у человека вызвано нехватк ...