Диагностика взаимодействия родителей с детьми

Материалы » Психологический тренинг семейного сотрудничества » Диагностика взаимодействия родителей с детьми

Страница 1

Практическое исследование взаимодействия родителя и ребенка не может обойтись без конкретных методов психологической диагностики. При этом в зону диагностики могут попадать как личностные характеристики детей и родителей, так и характеристики родительско-детских отношений и взаимодействия. В групповой работе с родителями основной акцент делается на диагностике сферы отношений и взаимодействия. Последние тесно связаны друг с другом: отношения включаются в реальное взаимодействие и в качестве условий, и в качестве результата. Поэтому представляется обоснованным, что исследователи часто делают выводы об определенном взаимодействии, изучая отношения участников сторон взаимодействия, и, наоборот, по характеру взаимодействия судят об отношениях сторон.

Следует отметить, что методики диагностики родительско-детского взаимодействия и родительско-детских отношений тесно связаны с задачами психокоррекционной работы, поэтому желательно, чтобы они были не только констатирующими, то есть раскрывали бы картину существующих отношений, но и эвристическими — дающими и расширяющими возможность понимания субъективного мира не только для психолога, но и для обследуемого человека. Таким методикам обычно не ставятся очень жесткие требования относительно их диагностической и прогностической валидности — они служат для построения рабочих гипотез, которые потом уточняются и верифицируются.

В этой сфере исследования появляются и новые требования к методикам, такие, как психокоррекционный эффект самой процедуры исследования или, по крайней мере, отсутствие негативного влияния на клиента23. Важно также, чтобы эти методы способствовали установлению хороших контактов психолога с детьми и их родителями.

В исследованих указывается на необходимость соблюдения определенной пропорции стандартизированных и клинико-диагностических методов психодиагностики, а также самой коррекционно-терапевтической работы, которая должна находиться в адекватном соответствии с:

• содержанием запроса клиента;

• психологическим содержанием и динамикой самого проблемного комплекса, который характеризует текущее состояние семьи;

• объективными социально-экономическими условиями работы психолога.

Для систематики методик психодиагностики используют различные основания. Так, исходя из структурных особенностей методик, выделяются четыре группы методов диагностики родительского отношения:

• беседы, интервью;

•- проективные;

• опросники;

• целенаправленное или включенное наблюдение реального поведения и взаимоотношений.

Рисунок ребенка может рассматриваться как своего рода интервью, данное при помощи изобразительных средств, а отличием этого интервью служит его проективный характер, так как в рисунке нередко проявляются такие эмоциональные переживания детей, которые ими полностью не осознаются или о которых дети предпочитают не рассказывать.

По предмету диагностики стандартные психодиагностические методики можно разделить на следующие шесть типов.

• Психофизиологические свойства индивидуальности членов семьи. Изучение этих свойств обычно связано с задачами диагностики и про гнозирования семейной стабильности на основе измерения степени семейной совместимости типов ВНД, характеристик темперамента.

• Характерологические свойства индивидуальности членов семьи. Для диагностики этих свойств применяются личностные методики, тестопросники типа MMPI, 16PF, ПДО и т. и.

• Характеристики когнитивной сферы членов семьи, таких, как: когнитивный стиль, когнитивная сложность, интегральные характеристики структуры сознания.

• Характеристики ценностно-мотивационной сферы членов семьи: ценностные ориентации, семейные ценности.

• Характеристики межличностных отношений:

— эмоциональных отношений;

— сознательных рефлексивно-оценочных отношений.

• Характеристики внутрисемейного общения и взаимодействия. Для их определения обычно применяются аппаратурные и игровые методики.

В данной классификации очевидно, что категория взаимодействия понимается в узком смысле слова, в ее интерактивном значении. Однако если под взаимодействием понимать более широкое явление, то необходимо в первую очередь учитывать важность совместного изучения взаимодействия и отношений.

Можно выделить три направления изучения родительско-детского взаимодействия.

Изучение взаимодействия в процессе наблюдения.

Это изучение видимого взаимодействия, наблюдаемого поведения участников, партнеров по взаимодействию.

При этом возможно использование определенных схем наблюдения, структурированных заданий, экспертных оценок, анализа продуктов конкретного взаимодействия и т. д. Существуют известные методы наблюдения, применяющиеся как в лабораторных условиях, так и в условиях психологической консультации.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Гениальность
Наивысшую ступень развития способностей, проявляющихся в творческой деятельности, результаты которой имеют историческое значение в жизни общества, в развитии науки, литературы, искусства, называют гениальностью. Гениальность отличается от ...

Влияние семейных взаимоотношений на развитие личности ребенка и качество успеваемости ребенка в школе
Сегодня взрослый разрывается между потребностью в творческой самореализации, профессиональном росте и родительскими обязанностями. При этом детей в семьях стало мало, они обычно желанные и долгожданные, потому матери и отцу хочется провод ...

Юношеский возраст
Юношеский возраст – один из самых спутанных и противоречивых в психологических и педагогических представлениях и теориях. Спутанность и противоречивость представлений можно объяснить (как и подросткового возраста) становящимся характером ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru