Характеристика особенностей личности тренера, влияющих на результативность спортсмена

Материалы » Влияние психолого-педагогических особенностей личности тренера на результативность спортсмена » Характеристика особенностей личности тренера, влияющих на результативность спортсмена

Страница 2

4. Некоторые спортсмены-футболисты, привыкшие подчиняться авторитету, ожидают от тренера по футболу доминирующего поведения. Поэтому тренеры нередко ведут себя именно так, чтобы удовлетворить потребности спортсменов.

Можно отметить следующие преимущества доминирующего поведения тренера по футболу:

1. Неуверенный в себе футболист будет чувствовать себя увереннее и спокойнее в стрессовых ситуациях.

2. Агрессивность, вызванная авторитарностью, направлена не на тренера, а на борьбу с соперниками или способствует более активным действиям футболиста (быстрее бежит).

3. Авторитарное поведение тренера по футболу может действительно соответствовать потребностям спортсмена, и в этом случае он выступит лучше обычного.

Однако среди тренеров по футболу, добившихся успеха, встречаются и демократичные по стилю поведения. Они добиваются успеха по следующим причинам.

1. Менее авторитарный тренер более доступен футболистам. Его воспитанники свободно чувствуют себя с ним и охотнее общаются. Поэтому тренер сможет лучше знать об их опасениях, проблемах и возможных разочарованиях и тем самым предотвратить раскол в команде.

2. Футболисты имеют возможность проявлять инициативу и самостоятельность, достичь определенной независимости в стрессовых ситуациях.

3. Если тренеру удается передать часть ответственности за принимаемые решения футболистам, и они начинают чувствовать свой авторитет, то это способствует формированию у них более эмоционально зрелого поведения.

4. Футболисты, действия которых чрезмерно не ограничивает авторитарный тренер, могут принимать более гибкие тактичные решения.

5. Более гибкий тренер, в отличие от авторитарного, не примет авторитарных претензий и заявлений со стороны других.

6. Авторитарного тренера отличает большая нетерпеливость и фанатизм. Более гибкий тренер готов принять других людей такими, какие они на самом деле, оценить их положительные и отрицательные стороны, уважать свое и чужое мнение.

Психологи, занимающиеся проблемами управления в области промышленности и преподавания, предложили несколько методов сочетания авторитарного и демократического поведения со стороны руководителя. Они рекомендуют более гибкий подход в ситуациях, требующих взаимодействия группы и лидера. Преподаватель в спорте, по мнению М. Мосстона, должен начинать с авторитарного подхода – «делай, как тебе говорят». Когда ученики освоят и примут эту модель, ответственность за приятие некоторых решений может быть возложена на них.

Мосстон рекомендует предоставить право ученикам решать вопросы, связанные с заданием, – когда начать тренировку, сколько времени тренироваться и т.д. Он считает, что в этом случае ученики более активны на тренировках по футболу, чем когда эти указания даются учителем. Если воспитанники успешно справляются с этим, то Мосстон рекомендует для оценки выполненного упражнения привлекать самих учащихся. Для этого он предлагает разбить учеников на пары, а затем распределить по группам с тем, чтобы они могли видеть друг друга и оценивать качество выполнения упражнений. Далее Мосстон предлагает разрешить ученикам самим составлять индивидуальный план тренировок с учетом их возможностей. Таким образом, ученику можно предложить составить программу для развития силы и выносливости.

И, наконец, Мосстон рекомендует подвести спортсмена к этапу, который он называет «управляемым самопознанием», – метод Сократа, при котором ученик путем ответа на вопросы открывает для себя принципы и основы, способствующие совершенствованию мастерства. В качестве примера подобного самопознания Мосстон приводит описание групповой дискуссии баскетболистов, в которой они «открыли» для себя тактику быстрого прорыва.

Сравнительные исследования авторитарного и демократического подхода в физическом воспитании показывают, что хотя в первом случае навыки будут осваиваться быстрее, однако при более активном участии спортсмена в педагогическом процессе он лучше будет понимать, почему применяется та или иная тактика, и действия его будут более гибкими.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Понятие агрессии, основные теоретические подходы
агрессия субкультура неформальный В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но так же существует и точка зрения на агрессию с позитивной сторо ...

Психологическая готовность к материнству и характеристика её составляющих
Материнство направлено на изучения через: историю, культурологию, социологию, психологию., биологию поведения, медицину, физиологию, Каждая наука изучает и определяет материнство, исходя из своих целей и задач. Интерес к комплексному изуч ...

Закономерности развития ребенка в период новорожденности
Все современные детские психологи в качестве факторов гармоничного развития ребенка выделяют нормальное раз–е реб-ка в утробе матери, родовая Дея-ть без осложнений, и благоприятная социально – психолг–я обстановка в течении жизни: а) одни ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru