Рефлексивный, смысловой и динамический аспекты отношений состояний и когнитивных процессов
При выделении различных аспектов отношений состояний и когнитивных процессов мы руководствовались теоретическими положениями отельных авторов, результатами экспериментальных исследований, показывающими важную роль той или иной характеристики, а также некоторыми современными тенденциями в развитии психологии состояний и когнитивной психологии.
Рефлексивная сторона отношений психических состояний и когнитивных процессов.
Выделение рефлексивной стороны отношений изучаемых явлений необходимо по следующим соображениям.
Во-первых, включение рефлексии в отношения состояний и когнитивных процессов соответствует положениям "передового края" когнитивной психологии — метакогнитивизму. Согласно данному подходу существует особые метакогнитивные процессы, не принимающие непосредственного участия в переработке информации, но выполняющие функцию ее регуляции. Рефлексия входит в состав метакогнитивных процессов и образует с базовыми процессами переработки информации неразрывное целое. Например, в концепции интеллекта М. А. Холодной интеллектуальная рефлексия включена в состав метакогнитивного опыта, который является психологической основой способности к интеллектуальной саморегуляции [173, с. 133]. В контексте изучения мышления В. В. Селиванов относит рефлексию к одной из основных содержательных составляющих мышления — метакогнитивному плану, " .проявляющемуся в перманентной рефлексии способов действия с познаваемым объектом, приемов анализа и обобщения условий и требований задачи, осознания когниций и смыслов" [143, с. 157].
Во-вторых, объектом когнитивных процессов являются не только предметы внешнего мира, но и собственные процессы, состояния и свойства. В частности, сами психические состояния становятся "информацией", требующей переработки. По словам Л. В. Куликова: "Внутренняя жизнь личности, ее внутренний мир чрезвычайно богаты, занимают внимание человека не меньше, а часто — больше, чем события и обстоятельства окружающего мира. Все это является сильной детерминантой психического состояния" [81, с.28]. Степень осознанности субъектом своего состояния относится к числу важнейших характеристик психического состояния, она подчеркивает регулирующую роль самосознания.
В-третьих, в ходе выполнения деятельности происходит "разделение" внимания, одна часть которого направлена на содержание деятельности, а другая — на самого себя. По этому вопросу А. В. Карпов замечает, что здесь проявляется экономичность и "мудрость" организации психики, поскольку одна и та же когнитивная система выполняет функции ориентации во внешней и внутренней среде. Автор предлагает выделять уровни рефлексивных процессов в соответствии с уровнями строения когнитивной иерархии. Психические состояния становятся в этом случае объектом метакогнитивного процесса, одна из функций которого ориентация во внутреннем содержании психики [76]. Следует отметить, что в свое время Н. Д. Левитов отдельно выделял психическое состояние внутренней сосредоточенности, при котором в фокусе сознания оказываются мысли и переживания. Функциональное значение этого состояния заключается в управлении вниманием и ориентировке во внутреннем содержании собственной психики [82, с.80]. Как установлено впоследствии Л. Г. Дикой, перенос внимания с основной деятельности на самого себя является необходимым условием саморегуляции психофизиологического состояния [54].
В-четвертых, на сегодняшний день среди методов диагностики психических состояний первостепенное положение занимают психологические методики, которые обращены к сознанию и самосознанию субъекта, его внутреннему опыту и рефлексии. Значимость самосознания и рефлексии подтверждается вниманием исследователей к понятию переживания как базовой единице психических состояний [36].
Таким образом, имеются теоретические основания для рассмотрения рефлексии в качестве одного из ведущих факторов отношений состояний и когнитивных процессов.
Еще по теме:
Количественные и качественные характеристики детских рисунков
Подобно древним египтянам ребёнок проявляет то, что Луке назвал интеллектуальным реализмом: размер используется для выражения значимости, приписываемой человеку, страха и уважение.
«Cos ese vi pore», - «Если ты так думаешь, это так и ест ...
Особенности отношений с близкими и далекими сверстниками в подростковом
возрасте
На основе анализа
психологической и педагогической литературы о подростковом возрасте, о значимости сверстников в этом возрасте, выделяют основные функции и особенности близких и далеких отношений в подростковом возрасте
[36].
Функции и ...
Виды причинности в психологии
Одним из доступных вариантов определения видов причинности, на наш взгляд, является экспликация данных видов из теории мотивации. «Сущность любой психологической теории, - как отмечает А.Б. Орлов, - особенно отчетливо проявляется при реш ...