Изучение индивидуально-типологических особенностей дошкольника
Метод наблюдения является наиболее приемлемым для изучения темперамента детей дошкольного возраста. Он помогает по жизненным показателям определить основные свойства нервной системы, лежащие в основе темперамента конкретного ребенка. Выделяют три основных свойства нервной системы (силу, уравновешенность, подвижность и четыре основных сочетания этих свойств (И.П. Павлов): сильный, неуравновешенный, подвижный - "безудержный" тип; сильный, уравновешенный, подвижный - "живой" тип; сильный, уравновешенный, малоподвижный - "спокойный" тип; "слабый" тип. [9, с.88]
Эти свойства нервной системы, составляющие физиологическую основу темперамента, проявляются в повседневном поведении человека.
Изучить индивидуально-типологические особенности дошкольников нам помогла программа, использованная в исследовании Л.И. Уманского [Приложение А].
Анализ исследования индивидуально-типологических особенностей. Мирослава Е, 4 года
В результате исследования мы установили, что Мирослава общительная, располагает к себе окружающих, легко входит в новую обстановку и в новую деятельность, имеет много товарищей, но редко доводит начатое до конца, быстро реагирует на все новое в окружающей среде, легко и быстро вырабатывает и изменяет жизненные стереотипы (привычки, навыки). Мирослава быстро засыпает, сон спокойный, крепкий. Мирослава покладиста, с легкостью подчиняется и с такой же легкостью берет на себя руководство. Для нее характерно непостоянство интересов. Однако ее жизнерадостность и коммуникабельность делают ее любимицей коллектива. На основании этих показателей мы сделали вывод, что темперамент Мирославы относится к сангвиническому типу.
Даша Г, 4 года
Даша очень настойчива в достижении цели. Она достаточно долго пытается добиться успеха, не сдается, несмотря ни на что. Неудачи вызывают раздражение, агрессию. Речь очень громкая, разбивчивая, быстрая, сопровождается выразительной мимикой и жестикуляцией. Она легковозбудимая, очень энергична, импульсивна, задириста, часто конфликтует из-за игрушек, склонна к смене настроения, очень любит подвижные игры, стремится выполнять в них главные роли, стремится к лидерству, руководству. Переживания очень сильны, ярко выражены. Ситуации, в которых надо сдержать себя, вызывает у нее чувство протеста. Долго засыпает, но быстро просыпается. Проанализировав поведение Даши, мы пришли к выводу, что у нее холерический тип темперамента.
Никита Ф, 3,5 года
Никита обычно спокоен, сдержан, малоподвижен. Часто длительное время находится в молчаливом, неподвижном состоянии. Однако нет признаков вялости и равнодушия. Наоборот, он всем интересуется, живо реагирует на окружающее, но без всякой внешне проявленной эмоциональности. Для него характерна серьезность и спокойствие. Он редко плачет, не требует к себе особого внимания, засыпает быстро, сон крепкий, медленно просыпается. Никита инертен, его трудно вывести из себя, говорит и смеется он негромко. В привычной для него обстановке без принуждения выполняет правила поведения, исполняет данные ему поручения, очень старателен, аккуратен в выполнении работы, старателен. Не склонен к частой смене настроений. В результате исследования мы выявили, что Никита обладает флегматическим типом темперамента.
Саша М, 4 года
Саша отличается повышенной ранимостью, замкнутостью и чувствительностью. Он не только тихий, он еще и добрый, мягкий, доверчивый и открытый. Он играет в одиночку, инициативы в общении не проявляет и не отвечает на инициативу других. Неуверен в себе, ему трудно самостоятельно сделать выбор, теряется в незнакомой обстановке и совершенно не в состоянии постоять за себя. Саша не включается в разговор, не демонстрирует свои умения, он малоактивен, предпочитает спокойную деятельность, не требующую движений. Он быстро устает от шума, от новых людей, от замечаний. Внимание его неустойчивое, ему трудно сосредоточиться и распределить внимание. Саша обладает меланхолическим типом темперамента.
Еще по теме:
Понятие межличностных отношений
Впервые в отечественной литературе межличностные (межперсональные) отношения анализировались в 1975 г. в книге "Социальная психология". В основном межличностные отношения рассматривались в социальной психологии, как исследования ...
Особенности проявления тревожности у детей подросткового возраста
Тревожность — переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента[1 ...
Социально-психологические исследования восприятия нового
Нововведения с точки зрения социальной психологии изучает довольно большая группа авторов: Г.М. Андреева, В.И. Антонюк, В.И. Белоусов, В.В. Бессоненко, В.Ф. Галыгин, Ф. Генов, Н.А. Ильина, Г.И. Максимов, Г. Моченов, И. Перлаки, Л.И. Подле ...