Понятие диспозиционной системы личности
Следует упомянуть европейские работы в области изучения установок. Основным недостатком американской модели социальной психологии считают ее ярко выраженную индивидуализированность, то есть ограничение сферы исследований индивидом как носителем психических свойств и его ближайшим окружением.
Г. Тажфел, В.Дж. Томас и Ф. Знанецкий определяют социальную установку содержательно как отношение личности к нормам и ценностям, субъектом которых является не отдельно взятый индивид, группа, а общество в целом (Шихирев, 1985).
Признание детерминации более высокого порядка, чем непосредственное окружение, способность фиксировать в самой личности социальных не по форме, а именно по содержанию отношений заставляют считать это направление наиболее перспективным.
Например, Р. Харре (Шихирев, 1985; R. Harre, 1979) предполагает, что поведение строится как некая иерархия «социальный порядок-поступок-действие-движение». Каждый уровень здесь является планирующим по отношению к низшему и исполнительным по отношению к высшему. Регуляция социального поведения личности осуществляется системой шаблонов, одни из которых являются фиксированными в культуре способами поведения и поэтому обязательными для субъекта, а другие являются способами поведения, выработанными самим субъектом и поэтому наиболее позволяющими удовлетворять потребности самовыражения.
В советской психологии понимание личности как структуры отношений имеет довольно прочное основание. «Помимо социальных характеристик, относящихся лишь к одному из планов, социальных функций – ролей личности имеется общий центр, в котором сходятся исследования социологов, социальных психологов и психологов. Этим центром являются ценностные ориентации групп и личности, общность целей деятельности, жизненная направленность или мотивация поведения людей. Для психологии это центр духовного развития личности к обществу, группе, самой себе (В.Н. Мясищев), взаимопроникновения смысла и значения (А.Н. Леонтьев), динамика установки (Д.Н. Узнадзе, С.А. Прангишвили), нравственные позиции и мотивы поведения формируемой личности (Л.И. Божович) и др.» (Ананьев, 1968, с. 299, 300).
Концепция диспозиционной структуры личности была впервые предложена в 1972 году (Ядов, 1975) и в современном виде может быть описана так.
Формирование диспозиций происходит на базе потребности личности и ситуации деятельности, в которой эта потребность реализуется. Важным моментом является то, что и потребности, и ситуации, и поведение личности имеют иерархическую организацию.
Первый уровень регуляции основывается на витальной потребности и предметной ситуации. Он соответствует психофизиологической установке, в поведении проявляется как поведенческий акт.
Второй уровень регуляции основывается на потребности включения в группу. Ситуация предъявляет социальные требования среды. Это уровень аттитюда, в поведении проявляется как поступок (система поведенческих актов).
Третий уровень регуляции вызывается потребностью освоения деятельности в определенных сферах, и поэтому ситуация, определяющая этот уровень регуляции, – сфера деятельности. Диспозиция здесь – направленность интересов, в поведении проявляется как система поступков.
Четвертый уровень регуляции определяется потребностью слияния с макросоциумом и самоактуализацией, которая проявляется в устойчивом образе жизни, социокультурных условиях. Это уровень ценностных ориентации, проявляющихся в системе поведения (ценностно-ориентированой программе поведения).
Функции различных уровней диспозиционной системы изменяются от обеспечения деятельности на первом уровне до формирования программы деятельности – на высшем.
В 1979 году были опубликованы наиболее полные результаты исследования, направленного на проверку диспозиционной концепции («Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности», 1979).
Еще по теме:
Разнообразие подходов к проблеме возрастной периодизации в психологии
Возрастная периодизация
– это процесс деления всего психического развития человека на отдельные периоды и стадии. Л.С Выготский выделяет 3 основные группы возрастной
периодизации: 1. Она основывается на биогенетическом законе Гетчинсон ...
Барьеры в деятельности специалиста по PR
Специалист по PR часто сталкивается с множеством барьерами.
Цель моего практического исследования - выявить какие барьеры коммуникации чаще всего встречаются в процессе общения у специалистов сферы PR и специалистов других процессов. А т ...
Изучение связи особенностей личностных черт и
внутригруппового статуса
Ряд современных исследований направлен на выяснение того, каким образом особенности личности на внутригрупповой статус. Например, Е.Н. Башук, А.В. Орлов, А.Ш. Широкова, изучая социально значимые черты руководителя, пришли к выводу, что мо ...