Инновативная диспозиционная структура личности как фактор, определяющий отношение к нововведениям

Материалы » Инновативная диспозиционная структура личности как фактор, определяющий отношение к нововведениям

Психологические проблемы инноваций привлекают внимание исследователей, практиков и вообще широкий круг людей, включенных тем или иным образом в современные преобразования общества. В настоящее время проблема инноваций в контексте психологии особенно актуальна и недостаточно разработана.

Утверждением, лежащим в основе данной работы, является положение теории отношений о том, что восприятие событий и явлений определяет поведение и деятельность субъекта. В нашем контексте это означает, что отношение личности к разного рода изменениям активно влияет на восприятие нововведений и реальное участие в их осуществлении. Для определения отношения личности к инновациям использовалась диспозиционная концепция.

Теоретическую базу диспозиционной теории составляют работы по психологии установки Ш. Надирашвили, В.Г. Норакидзе, Д.Н. Узнадзе, Г.М. Андреевой, Г. Олпорта, Л.Г. Асмолова и работы по психологии отношений В.Н. Мясищева.

В самом широком смысле инновация – вновь созданная духовная психическая реальность, существо которой вступает в определенное противоречия с имеющейся традицией. Традиции – устойчивые и значимые компоненты культуры, передаваемые из поколения в поколение, которыми личность овладевает в процессе самореализации. Соотношение традиций и инноваций определяется прочностью традиций и силой инноваций; социокультурными особенностями общества и его развития; характером их взаимодействия (трансформацией традиций при возникновении инновации; их дифференциацией; частичной или полной заменой-отмиранием или вырождением; непрерывностью традиций в результате их обновления etc.) Следует отметить, что стабилизация общественной жизни может происходить за счет именно баланса традиций и инноваций, причем преобладание традиций не служит показателем нормального состояния общества, так как традиции не будут сохраняться без обновления.

Инновация возникает как ответ на внутреннее напряжение, проблему, противоречие в привычном, традиционном укладе жизни, проявляющееся как в окружающей среде, обществе, так и в самом человеке, в среде его ценностей, потребностей, установок etc.

Еще один уровень противоречий в восприятии и осуществлении инноваций – принятие/не принятие личностью инноваций в обществе актуален в условиях коренной ломки общественных структур. Следует подчеркнуть, что отношение личности к инновациям активно влияет на успех становления и принятия общественных и культурных изменений.

Сложность любой инновации как новой духовной реальности обнаруживается и в столкновении интересов с организационными структурами как элементами и носителями стабильности и прочности.

Для развивающегося общества характерно стремление к поиску позитивных инноваций, освоение нового, преодоление хаоса. Отсутствие или недостаточность в обществе позитивных, или приравненных к ним инноваций, может нарушить поступательное развитие общества и стать фактором риска.

Современные социальные процессы протекают крайне быстро и характеризуются тем, что в них самым непосредственным образом участвуют широкие слои населения. Особенно важно для психологии личности, социологии, социальной психологии то, что происходящие инновационные процессы требуют практически от каждого изменения своего отношения к действительности, то есть более или менее крутой ломки стереотипов, формировавшихся на протяжении многих лет.

Крутой перелом при переходе к рыночной экономике, требующий от человека большей индивидуальной инициативы, принятия на себя ответственности за собственные действия встречает немалое сопротивление в сложившихся культурных «моделях» прошлого. Это диктует необходимость определения готовности человека к восприятию социальных изменений и расчета границ возможности его участия в инновациях.

Само понятие «инновация» заимствовано из исследований культурологов XIX века, связанных с введением европейских обычаев и способов организации в традиционные азиатские и африканские общества.

В рамках инноватики и в другой научной литературы термины «инновация», «нововведение», «инновационный процесс» часто употребляются как синонимы. Кроме того, как синонимы могут использоваться понятия «нововведение» и «изменение», то есть нововведение может пониматься расширительно, включая любые управляемые изменения.

Таким образом, понятие «инновация» может иметь более узкое по сравнению с «вновь созданной духовной реальностью» значение: множество изменений, возникающих как стихийно, не целенаправленно, так и инициируемых и контролируемых изменений разного рода, вида, уровня.

Особым образом следует отметить, что социально-психологическая проблематика инноваций частично находит свое отражение в других областях знаний, изучающих нововведения и изменения: культурологии, социологии, инноватике, педагогике etc. Несмотря на то, что психологические проблемы инноваций в этих дисциплинах получили определенное изучение и значение, все же психологическая проблематика остается отрывочной и мало заметной в общем потоке комплексных междисциплинарных проблем реформирования общества, что повышает актуальность выделения социально-психологической тематики в самостоятельное направление.

Актуальность исследования состоит в необходимости выявления основных психологических характеристик отношения людей к нововведениям, которые обуславливают с одной стороны саму их возможность, а с другой – успешность их осуществления в деятельности и в производственных отношениях. Помимо этого, актуальным является и совершенствование методических основ традиционных задач психологических служб и служб управления персоналом на предприятиях. Для них одним из важнейших вопросов являются вопросы детализации портретных характеристик и объективирования психологических механизмов отношений к инновациям. Такая необходимость диктуется тем, что в рамках вопросов ротации и набора кадров задачи, ставящиеся службами, подчинены вопросам обследования

персонала, в особенности, в ситуациях массовых изменений. Вопросы собственно исследовательского

характера не являются вопросами служб, однако являются одним из условий развития их деятельности.

Для описания, объяснения, интерпретации поведения личности в условиях инноваций используется понятие инновативная диспозиционная система личности

как

система общих и особенных предрасположенностей личности к изменениям.

Новизна работы состоит в том, что полученные данные представляют портретные характеристики обобщенных установок отношений к нововведениям (инновациям) с точки зрения теории личностных факторов и общих механизмов контроля личности над собственной жизнью (интернальность – экстернальность).

Предпосылками реформирования электроэнергетики является ряд объективных обстоятельств, зафиксированных ещё в 1990-х годах. В этот период стали проявляться признаки стагнации и кризиса отрасли, обусловленные общим экономическим кризисом. В период общеэкономического кризиса в России, объем потребления электроэнергии существенно уменьшился, в то же время процесс обновления мощностей практически остановился. Итогом послужило отставание российских энергокомпаний от своих аналогов в развитых странах по показателям технологического обновления и прогресса.

Опуская детали, можно сказать, что одной из основных задач реформирования электроэнергетики является разделение отрасли на естественно-монопольные и конкурентные виды деятельности. В результате будет достигнуто организационное разграничение генерации, передачи, сбыта электрической энергии, диспетчеризации и ремонтной деятельности, а также непрофильных видов деятельности. В ходе инноваций исчезает прежняя, монопольная структура электроэнергетики: на смену большинства вертикально-интегрированных компаний приходят новые компании целевой структуры отрасли [52].

Наряду с основными этапами достижения целей развития ЕЭНС, отдельной задачей в рамках реформирования стоит вовлечение человеческого ресурса необходимого качества, так как он является основным ресурсом, вовлекаемым в инновационный процесс. В этой связи проводятся запланированные обследования резервных кадров.

Еще по теме:

Особенности и структура мотивации достижения
Большую значимость приобретает исследование таких широких форм мотивации, которые, проявляясь в разных сферах деятельности (профессиональной, научной, учебной), определяют творческое, инициативное отношение к делу и влияют как на характер ...

Особенности развития психических процессов
В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых связана с поступлением в шко ...

Психическая деятельность и вызванные потенциалы
Вызванный потенциал— электрическая реакция мозга на внешний раздражитель или на выполнение умственной (когнитивной) задачи. Наиболее широко используемыми раздражителями являются визуальные для регистрации зрительных ВП, звуковые для регис ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru