Определение понятия тренинга

Материалы » Тренинг уверенного поведения для подростков » Определение понятия тренинга

Страница 1

В настоящее время существует ряд противоречий и неясностей в определении тренинга как особой области прикладной психологии. До сих пор каждая работа, посвященная данной проблеме, начинается с определения понятия тренинга. В наиболее широком контексте термин "тренинг" используют для обозначения разнообразных форм групповой психологической работы. Однако параллельно существуют и такие понятия, как групповая психотерапия, психо-коррекционные группы, группы опыта, группы активного обучения, практические экспериментальные лаборатории [Зайцева]. Определяя границы понятия "психологический тренинг", И.В.Вачков пишет: "Современное понимание тренинга включает в себя многие традиционные методы групповой психотерапии и психокоррекции, что вынуждает искать его истоки в разнообразных направлениях клинической психотерапии в группах" [1].

Ю.Н. Емельянов определяет тренинг как группу методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности [2].

В отечественной психологии распространены определения тренинга как одного из активных методов обучения или социально-психологического тренинга. Л.А. Петровская рассматривает социально-психологический тренинг "как средство воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения", "средство психологического воздействия" [5].

В настоящее время большинство авторов, уделяющих внимание проблематике психологического тренинга, подробно описывают области применения тренинга в практике психологической помощи, коррекции и для обеспечения личностного роста.

Одним из условий успешной работы тренинговой группы является рефлексия ведущим той задачи, которая решается в ходе занятий. Воздействие может осуществляться на уровне установок либо умений и навыков, либо перцептивных способностей и т. д. Смешивать разные задачи в ходе работы одной тренинговой группы нецелесообразно, так как это может, с одной стороны, снизить эффективность воздействия, а с другой, - вызвать появление этической проблемы, поскольку изменять задачу в процессе тренинга можно только с согласия группы [1].

Основные отличия группового психологического тренинга от терапии, коррекции и обучения.

Во-первых, в отличие от психотерапии цели тренинговой работы не связаны собственно с лечением. Ведущий тренинга ориентирован на оказание психологической помощи, а не на лечебное воздействие. Это положение, разумеется, не исключает возможности применения оздоровительных процедур. В тренинге могут участвовать не только фактически здоровые люди, но и невротики и люди в пограничных состояниях психики. В последнем случае практическому психологу (не имеющему медицинского образования) рекомендуется работать совместно с клиническим психотерапевтом.

Во-вторых, отличие психологического тренинга от психокоррекции определяется тем, что в тренинге уделяется внимание не столько дискретным характеристикам внутреннего мира, отдельным психологическим структурам, сколько развитию личности в целом. Кроме того, коррекция напрямую связана с понятием нормы психического развития, на которую она ориентируется, в то время как в некоторых видах тренингов вообще не принимается категория нормы.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Проблема развития в психологии. Условия и факторы психического развития ребенка
Развитие – это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Психическое развитие – это усложнение процессов отражения человеком действительности, таких к ...

Особенности детско-родительских отношений в отечественной психологии
Семья, являясь первичной социальной микросредой, "в которой человек живет, как в коконе, первую четверть (если повезет) жизни", оказывает огромное влияние на развитие человека (Дружинин В.Н., 2000) [1]. Значение семьи в целом в ...

Лечебно-воспитательная работа с половой перевозбудимостью
Меры воздействия на половую перевозбудимость могут быть двух родов: а) индивидуальные,— когда лечебно-воспитательное влияние направлено непосредственно на ребенка; б) коллективные, - когда это влияние проводится через детский коллектив. К ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru