Общение со сверстником и его роль в построении образа Я
Одним из важнейших новообразований подросткового периода является становление образа Я, которое тесно связано с формированием образа “другого”. Причем, значимого «другого», реакция которого важна для создания и укрепления «Я-концепции». В период подростничества такими «другими» выступают прежде всего сверстники. Можно предположить, что чувство идентификации себя с кругом сверстников переживают все подростки, оно является определенным этапом в формировании и “Я-образа”. По-видимому, этот этап соответствует формированию у подростков чувства “Мы”, их “Мы-образа”, который является предпосылкой развития качественно нового “Я-образа” подростка.
Вообще, становление образа Я описывается как постепенно складывающееся в детстве путем последовательных «я - синтезов». Формирование идентичности предполагает процесс одновременного отражения и наблюдения, процесс протекающий на всех уровнях психической деятельности, посредством которого индивид оценивает себя с точки зрения того, как другие, по его мнению, оценивают его в сравнении с собой и в рамках значимой для них типологии; в то же время он оценивает их суждения о нем с точки зрения того, как он воспринимает себя в сравнении с ними и с типами, значимыми для него.
Согласно подходу М.И. Лисиной и её учеников [13], образ Я включает 2 уровня – ядро и периферию, или субъектную или объектную составляющие.
В центральном ядерном образовании содержится непосредственное переживание себя как субъекта, как личности, в нем берет начало субъектная составляющая образа себя, которая обеспечивает человеку переживание постоянства, тождества самого себя. В отличие от этого периферия включает частные, конкретные представления субъекта о себе, своих способностях, возможностях, особенностях и пр. периферия образа себя состоит из набора конкретных и конечных качеств, которые принадлежат человеку и образуют объектную составляющую образа себя. Если субъектная составляющая понимается как переживание своей самости, целостности, активности, то объектная – как знание и оценка своих частных возможностей, качеств и умений.
То же субъектно-объектное содержание имеет и образ другого. Человек может, с одной стороны, относиться к другому как к уникальному субъекту, не сводимому к своим к своим конкретным действиям и качествам, а с другой – воспринимать и оценивать лишь его внешние поведенческие характеристики [23].
Проанализируем результаты изучения общения со сверстниками у подростков, полученные Т.В. Драгуновой (1967, 1973). Ей удалось показать, что именно внутри общения со сверстниками подросток познает и других, и самого себя, и что как раз в этой сфере коммуникаций у детей развиваются средства такого познания. Т.В. Драгунова сравнивает возможности, которые открывает подростку для самопознания общение его с взрослыми и общение с другими детьми: «Сверстник выступает в качестве объекта сравнения с собой и образца, на который подросток равняется, - пишет она. - Подростку легче сравнивать себя со сверстником… Взрослый – это образец, практически трудно досягаемый, его качества проявляются в жизненных ситуациях и отношениях, часто отсутствующих у подростка, а сверстник – это мерка, которая позволяет подростку оценить себя на уровне реальных возможностей, увидеть их воплощенными в другом, на которого он может прямо равняться».
Исследование специфических особенностей общения подростков со сверстниками привело Т.В. Драгунову к определенному пониманию роли этой сферы коммуникаций в общем психическом развитии школьников и к выяснению разнообразных путей ее влияния на прогресс их личности и деятельности. Как известно, Т.В. Драгунова вместе с Д.Б. Элькониным выдвинула в свое время тезис о том, что общение со сверстниками – в своей личностной интимной форме – составляет ведущую деятельность в подростковом возрасте. Этот тезис получил в экспериментальных исследованиях авторов и их коллег разностороннее и убедительное обоснование. Так было показано, что «в сфере общения со сверстниками существуют оптимальные условия для развития и укрепления у подростка ощущения собственной взрослости» – основного новообразования этого периода детства. Поскольку товарищ является для подростка образцом, становится ясно, почему общение с ним служит «источником возникновения новых интересов». Личностный характер общения, принимающий зачастую вид споров и дискуссий, объясняет тот факт, что в ходе контактов со сверстниками формируются убеждения подростка, совершается его интеллектуальное развитие, происходит существенное продвижение в аффективно-волевой сфере [8].
Таким образом, содержательный анализ общения со сверстниками позволяет рассматривать его как тот контекст, в котором осуществляется познание подростком других людей (своих товарищей), а через них и с их помощью – познание самого себя. Познание же себя приводит к попыткам – иногда неосознанным, а часто – и вполне сознательным – активно строить и переделывать свою личность «по образцу», которым служит для подростка любимый товарищ (Лозоцова, 1978; Фокина, 1978). В результате общий философский тезис о роли общения с окружающими людьми для познания человеком самого себя конкретизируется и раскрывается применительно к определенному этапу онтогенеза.
Еще по теме:
Особенности восприятия дошкольником воспитателя, влияние воспитателя на
развитие личности дошкольника
Восприятие ребенком воспитателя по Петровскому. 1.
ребенок демонстрирует атрибутику воспитательской власти т. к воспитатель рассматривается как властелин
, который доминирует.
2. Эффект смещения существенного и несущественного
в
образе ...
Исследование проблем тревожности в отечественной
психологии
В психологической литературе, можно встретить разные определения понятия тревожности, хотя большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характ ...
Общие вопросы психологии здоровья
Теоретическим обоснованием психологии здоровья является понимание психического здоровья не негативным образом – как отсутствия дезадаптации, а позитивно – как способности к постоянному развитию и обогащению личности. Психическое здоровье ...