Теория привязанности
Теория привязанностей имеет начало в психоанализе З. Фрейда и теории стадийного развития Э. Эриксона, теории вторичного подкрепления и социального научения Долларда и Миллера. Однако наиболее сильное влияние здесь имеет этологический подход Лоренца и Деркина, распространившего идеи Лоренца об импринтинге на человека. Дж. Боулби развил эти идеи и выявил, что установление продолжительных теплых эмоциональных взаимоотношений с матерью имеет довольно высокую значимость для психического развития ребенка. Детальная информация парковые опоры освещения металлические на нашем сайте.
В основе данной теории лежат отношения между двумя людьми, их межличностные связи, которые определяют весь душевный и психологический строй личности: отношение человека к себе, к миру, разнообразные переживания, познавательные и творческие способности и пр. Поскольку первые связи с другим человеком возникают в младенческом возрасте, вполне понятно, что в центре исследований данной концепции находится опыт отношений, полученный в раннем детстве.
Дж. Боулби, создатель «Теории привязанностей», его последовательница Эйнсворт (Ainsworth) и другие (Cassidy, Crittenden, Durkin, Goldfarb, Fahlberg, Jacobsen, Kennel, Klaus, Main, Rutter, Schaffer, De Shateau, Spitz, а также Авдеева, Бардышевская, Лебединский, Лангмайер, Максименко, Матейчик, Мещерякова, Мухамедрахимов, Хаймовская) доказали важность привязанностей и межличностных отношений ребенка и родителей (или лиц, их заменяющими), а также важность формирования союза ребенка и взрослого, обеспечения стабильности (т.е. длительности) отношений и качества общения и взаимодействия между ребенком и взрослым для нормального развития ребенка и развития его идентичности.
Одним из центральных понятий в теории привязанности является “объект привязанности” (attachment figure), т. е. тот человек, к которому возникает привязанность. Очевидно, что для большинства людей подобным человеком является непосредственно мать. Однако необходимо отметить, что кровное родство здесь не играет главенствующей роли: при отсутствии биологической матери, её роль, в том числе и как объекта привязанности, может выполнять любой человек, способный установить отношения близкой привязанности с ребенком. В дальнейшей жизни объектом привязанности может стать учитель, сверстник, возлюбленный, сексуальный партнёр и пр.
Исследователи выделяют первичные и вторичные объекты привязанности. Первичная привязанность у большинства людей возникает в младенчестве к матери (или заменяющему ее лицу). Если первичный объект привязанности обеспечивает ребенку безопасность, надежность и уверенность в своей защищенности, он без труда налаживает вторичные привязанности с другими людьми: со сверстниками, учителями и пр.
Если же мать не удовлетворяет потребностей ребенка в любви, защищенности и безопасности, он не сможет устанавливать вторичные привязанности с другими людьми, пока эти базальные потребности не будут удовлетворены. Эйнсворт утверждает, что чем менее надежной является связь с матерью, тем больше ребенок склонен подавлять свое стремление к другим социальным контактам.
Первичная привязанность возникает во второй половине первого года жизни ребёнка. И хотя с самых первых недель младенец начинает реагировать на воздействия матери, эти реакции фрагментарны, разрознены и зависят от ситуации. Только в 8—9 мес. возникает мотивационно-поведенческая система, в центре которой находится определенная фигура, обеспечивающая защищенность и безопасность.
Подтверждением данного утверждения является тот факт, что дети до 6 мес. легко и относительно безболезненно адаптируются к незнакомым взрослым людям и к новым условиям жизни в случае усыновления. Замечено, что после седьмого месяца младенцы довольно тяжело и болезненно переживают разлучение с матерью. Им сложнее привыкнуть к взрослым, заменяющим её.
Еще по теме:
Теоретические аспекты исследования отношений психических
состояний и когнитивных процессов
Впервые в рамках общей психологии проблема взаимоотношений психических процессов и состояний сформулирована Н. Д. Левитовым в монографии "О психических состояниях человека". Изучение состояний, по мнению автора, способствует луч ...
Индивидуальный стиль деятельности. Концепция интегральной индивидуальности
В.С. Мерлина
В отечественной психологии проблема стиля деятельности рассматривается с 50-х гг. XX в. в работах В. С. Мерлина, Е. А. Климова др.
Индивидуальный стиль деятельности (ИСД) в широком понимании отображает всю систему отличительных признаков ...
Особенности взаимодействия родитель – ребенок у подростков со склонностью к
отклоняющемуся поведению
Одним из проявлений трудновоспитуемого ребёнка является девиантное поведение. Под девиантным поведением подразумевается цепь проступков, лёгких правонарушений, отличающихся от криминала, то есть ненаказуемых уголовным кодексом.
Девиантно ...