Сущность процесса мотивации
Что такое смыслообразующие мотивы? Здесь следует говорить о функции мотивов, которая, по словам А.Н. Леонтьева, раскрывается двояко. С одной стороны, мотивы – это нечто «объективное, что побуждает и направляет на себя деятельность, и в этом заключается побудительная функция мотивов» [9, лекция 45]. С другой же стороны, цели, на которые направлены действия субъекта, и содержание этих действий, приобретают особое значение для человека в зависимости от мотивов деятельности, включающей данные действия. В этом и заключается функция смыслообразования. Иначе говоря, это придание отдельным действиям, отдельным содержаниям этих действий личностного смысла. То есть не того, что собой данная цель, данное действие представляет объективно, а то, что они значат для субъекта. При этом побудителем деятельности является не сам предмет, а его значение для субъекта [9, лекция 47; 10].
По Леонтьеву А.Н. мотивы, выполняющие смыслообразующую функцию, являются ведущими в полимотивированной деятельности человека. Они занимают центральное положение, чаще проявляются в поведении и имеют большее значение для развития личности. Функцией побуждения в основном обладают второстепенные, или подчиненные, мотивы. Ведущие тоже побуждают, но прежде всего – образуют смысл.
Смыслообразующие мотивы относятся к внутренней мотивации человека, которая является наиболее эффективной. Она заключается в присвоении внешней мотивации, источником которой, по Леонтьеву А.Н., является внешний мир, предметная и, прежде всего, социальная среда. При присвоении мотивация становится внутренней, собственной для субъекта [8, глава 3.4]. Безусловно, внутренняя мотивация играет огромную роль в детерминации поведения человека, при этом, внешние и внутренние мотивы могут быть как актуальными, так и потенциальными, и способны переходить из одного состояния в другое. То есть, если мотив актуален, он личностно выбран и определяет реальные действия, будучи же потенциальным, он может действие организовать, определяет зону ближайшего развития личности и возможные варианты поведения человека.
Причины нашего поведения лежат как внутри нас (личностные особенности), так и вне, то есть, обусловлены ситуацией. Все, что в ситуации побуждает человека, имеет для него значение, называется стимулом. Но нельзя представить влияние ситуативных причин отдельно от субъективных. Это то же самое, что представить ситуацию без индивида и, наоборот, индивида без ситуации. Таким образом, поведение всегда рассматривается в контексте взаимодействия личности и ситуации.
Порой мы сталкиваемся с тем, что в определенной ситуации индивид действует иначе, чем большинство людей, или иначе, чем принято. Например, один из школьников усердно учится и в свободное от занятий время, когда другой является его полной противоположностью и его почти невозможно мотивировать к учению. Это свидетельствует об индивидуальных различиях. Обычно они прослеживаются во многих ситуациях, не являются единичными, поэтому можно говорить о их стабильности. В ситуациях, аналогичных примеру, личностное своеобразие заключается в разных ценностных диспозициях; их влияние заключается в усилении или ослаблении побуждения к обычным действиям или их полной замене какими-то другими действиями. В конечном счете, нестандартное поведение человека определяют количество ценностных диспозиций и их иерархия или степень выраженности. Такого рода ценностные диспозиции или предрасположенности, характерные для индивида, получили название «мотивов». Каждый из мотивов отличается присущим ему содержательным классом целей действия, который можно обобщенно описать как «достижение», «оказание помощи», «власть» или «агрессия».
Еще по теме:
Понятие синдрома эмоционального выгорания
Одной из центральных проблем психологической отрасли в последние годы стала распространённость нарушений психической адаптации. Это связано с издержками развития человеческого общества в целом (рост требований к психологическим ресурсам ...
Психологические условия и характеристики заболеваний
В наши дни формируется новое отношение к здоровью. Оно приобретает более высокую ценность. Повышение статуса человека, рост внимания к его личностным характеристикам обусловливает необходимость углубления знаний о нем, внимания к его духо ...
Особенности общего развития в дошкольном возрасте
Дошкольный возраст - период развития ребенка от 3 до 7 лет.
В эти годы происходит дальнейшее физического развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. движения его становятся свободными, он хорошо разговаривает, мир ...