Организация и методическое обеспечение
Анкета для родителей помимо общих содержала вопросы, нацеленные на установление уровня дефектологических знаний; определение отношения к интегрированному обучению как показателя реального отношения к нетипичности, для конкретизации позиции родителей в данном вопросе и определения готовности к принятию и сотрудничеству; осознание необходимости и реальное ее воплощение в качестве бесед с ребенком о существовании детей с проблемами в развитии и воспитания в ребенке толерантного отношения к ним. Анкетирование проводилось только с родителями детей, посещающих массовый детский сад (см. Приложение 3).
Методика М. Панфиловой «День рождения» [25].
Целью методики является определение потребности у ребенка в общении, и его эмоциональные предпочтения в общении как показатель качества протекания социальной адаптации и залог ее успешности, и значимости социального окружения. Процедура проведения представляет собой беседу с ребенком о дне рождении, его дате, подарках, ярких впечатлениях. Затем ребенку предлагается нарисовать «атрибуты» дня рождения, в том числе стол со стульями, за который необходимо рассаживать гостей. Можно использовать и заготовку. Ребенку предлагается выбрать стул, за который сядет он и отметить его звездочкой или снежинкой. Далее ребенок садит кого-либо рядом с собой и т.д. Может быть, он захочет убрать лишний или добавить стульчики.
Качественно-количественный анализ результатов осуществляется исходя из следующих параметров в соответствии со средненормативными показателями:
1. Потребность в общении:
- использованы все «стульчики», добавляются новые – желает общаться в широком кругу;
- «стульчики» убираются – желает общаться лишь с близкими людьми;
- выбирает игрушки, предметы – не сформированность потребности в общении;
2. Эмоциональные предпочтения:
- люди располагаются рядом с ребенком – близкие, доверительные, приятные отношения;
3.Значимость социального окружения:
- количественное преобладание людей или предметов – наличие опыта общения с ними;
- отмечается половое преобладание в общении (мальчики, девочки);
- преобладание какой-либо группы (семья, двор), значимость соответствующей среды в общении.
К социометрическим методикам была отнесена техника «Подари открытки» Ленок А. [22].
Целью методики является выявление сплоченности группы. Претензий на лидерство и реальных возможностей их осуществления, авторитетность определенных лиц из окружения.
Процедура проведения. Ребенку прелагается выбрать, кому бы он подарил открытки: первую, вторую, … Данные фиксируются. Экспериментатором опрашивается вся группа и составляется таблица, подсчитывается количество выборов. Затем составляется социограмма. Во внутреннем круге располагаются «лидеры» - дети, получившие наибольшее количество выборов. В следующем круге находятся «предпочитаемые дети». В третьем круге – «принятые». За пределами круга оказываются «отверженные», не получившие ни одного выбора.
Суть следующей методики «Два дома» также была раскрыта А. Ленок [22].
Целью методики является установление симпатий и антипатий ребенка в плане активного межличностного взаимодействия, прямо связанных с размещением ”жильцов по домикам”. Качественно-количественный анализ результатов осуществляется путем подсчета выборов ребенка, учета их характера и места в общей картине социальной ситуации развития ребенка.
Процедура проведения. На листе бумаги рисуются два домика. Один из них красного цвета, другой – черного. Ребенку предлагается пригласить в свой красный домик тех, кого он захочет. А в черный – с кем не хочет играть и разговаривать.
Далее, с учетом полученных результатов, была разработана коррекционная программа, получившая название «Я и мир вокруг меня. Путь к взаимопониманию». Данная программа состояла из 3 разделов, содержание которых отражало основные направления коррекционной работы в рамках социального развития: расширение круга общения, обогащение содержания общения, оптимизация общения со сверстниками и взрослым окружением; формирование позитивного образа «Я» ребенка с выстраиванием адекватной системы положительных личностных оценок. Специфика программы заключалась в понятии «толерантность», которое раскрывалось через воздействие на детей массового детского сада с целью снятия негативного, напряженного, заимствованного от родителей отношения к проблемным детям, расширение знаний об их проблемах и формирование понимания и принятия особенностей других. Параллельно проводилась работа и с родителями по расширению диапазона их дефектологических знаний и изменение стереотипного отношения к нетипичности, оформившегося в современном обществе. Безусловно, что вся означенная работа проводилась с использованием главного средства оптимизации социальной адаптации – игры.
Еще по теме:
Влияние социальной среды на одаренность
Результаты разных исследователей, рассматривающих влияние социальной среды (социально-экономические отношения, материальное обеспечение, социально-бытовые условия и т.д.) на одаренность не однозначно. Но, возможно сделать следующие выводы ...
Понятие адаптации
Людей отличают друг от друга не только врожденные индивидуальные черты, но также и разница в развитии, связанная с течением их жизни. Поведение человека зависит от того, в какой семье он вырос, в какой школе учился, кто он по профессии, в ...
Принципы и правила делового общения работников
органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям
Деловое общение работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям принципиально не отличается от любого другого вида делового общения, т.е. имеют место общие закономерности делового общения. Так выделяют: коммуникативную, перце ...