Психологические особенности леворукого ребенка
Эмоциональные особенности левшей необходимо учитывать при обучении детей в школе. В какой-то естественные для леворуких детей затруднения по русскому языку и математике в первых классах школы ре уменьшаются, а нарастают, если с ними пытаются бороться давлением, жестким контролем за уроками, непременными требованиями «все делать без помарок и ошибок. В ответ появляются утомляемость и забывчивость - как результат перевозбуждения, перегрузки левого полушария и вместе с тем, заметны раздражительность, непоседливость, беспокойство, сниженный фон настроения - это как следствие недостаточной активности (торможения) ведущего, правого полушария. Часто подобные нарушения представлены картиной неврастении. Если у невротика преобладает активность правого полушария, то будут истерические проявления и невроз страха. Волнение и страхи возбуждают правое, и так более активное полушарие, и тогда для ребенка любое событие оказывается поводом для страха. Высокий уровень активации правого полушария оказывает, в той или иной мере, тормозящее влияние на деятельность левого полушария. В результате ребенок не силах найти правильное решение, рациональный выход из создавшегося положения, и чем больше будут давить на ребенка, чтобы он «все понял», «все осознал» - тем меньше он будет реально способен к этому. Помощь не должна выражаться в «железной» логике, назиданиях и «морали», а в своего рода психологической разгрузке. Ребенку нужно отвлечение от его нерадостных дум, «выплескивание» накопившихся чувств и переживаний, яркие впечатления и увлечения, положительные эмоции и возврат к чувству радости жизни. Это и есть путь к излечению детей, страдающих неврозом страха.
При истерическом неврозе нервное расстройство возникает в результате неудовлетворения эмоционально значимых запросов ребенка в любви, признании и понимании близких или авторитетных для него лиц. И здесь физиологическое отражение невроза будет таким же, как и при неврозе страха - деятельность ведущего правого полушария будет чрезмерного возбуждения, а левого заторможена. Выразится это частой раздражительностью, капризами, истериками, беспричинной обидчивостью. Этим крайне эмоциональным, впечатлительным и вместе с тем самолюбивым детям также необходимо постоянное и доброжелательное внимание, поддержка их положительных качеств и художественных задатков. Одновременно нужно устранить конфликтные ситуации в семье, сделать отношения в доме более непосредственными и открытыми, эмоционально насыщенными и жизнерадостными. Учитывать своеобразие детей, их повышенную эмоциональность и художественную одаренность - и не пытаться «коллективизировать» их чувства и желания, приспособить их к требованиям большинства. Из-за этого происходит нивелирование, а то и потеря индивидуальности, детской самобытности и таланта.
Левшам нелегко дается все, что связано с необходимостью быстрого переключения с одного процесса на другой (или с одного вида манипуляции на другой в рамках одного процесса). Внешне это проявляется в характерных «застреваниях» в начале любого вида деятельности, и в том числе речевого высказывания; в постоянных поисках слов в спонтанной речи, тенденции к замене нужных слов близкими им по значению. У детей-левшей наблюдается сравнительно поздний дебют самостоятельной речи, и в дальнейшем она зачастую носит отчетливую акцентуацию: недостаточно развернута, замедленна, скупа, встречаются моменты неправильного построения предложения, падежных соответствий и т.п.
Вместе с тем ребенок практически всегда полностью сохраняет контроль за собственной речевой продукцией, понимает, что говорит неправильно, стремится исправить ошибки. Создается твердое убеждение, что внутренняя речь его намного богаче и ярче внешней.
Еще по теме:
Эмоционально-волевое и личностное развитие младших школьников
К началу школьной жизни ребёнок представляет собой в известном смысле личность. Он даёт себе отчёт в том, какое место занимает среди людей и какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем (он пойдёт учиться в школу). Одним словом от ...
Становление механизма смыслового восприятия речи
Эволюция речевого мышления базируется на формировании скрытого механизма внутренней речи. Как же протекает становление механизма смыслового восприятия речи? Ответом на это вопрос могут служить результаты экспериментов, проведённых докторо ...
Влияние стресса и нервного напряжения на ваше здоровье и на жизнь вашей
семьи
Крепкое здоровье и благосостояние человека является залогом качества его жизни в целом. Если любой из нас испытывает огромное количество стрессов, нервного напряжения, мы подрываем наше здоровье, счастье и благополучие. В чём же выражаетс ...