Функциональная ассиметрия левого и правого полушария
Это обстоятельство позволяет обратиться к концепции “доминантности полушарий”, отдавая ей предпочтение перед концепцией “полушарной специализации”. Специализация полушарий имеет место, но является при этом вторичным механизмом (результатом) с одной стороны – конкурентных внутри полушарных взаимодействий между речевыми и неречевыми функциями, с другой постоянных культурных влияний.
Динамика функциональной асимметрии мозга в онтогенезе характеризуется нарастанием ее в начальной и снижением, нивелированием в позднем онтогенезе, максимально яркое проявление этой асимметрии у психически здорового взрослого человека.
Имеются значительные различия в способностях двух полушарий. Учёными было обнаружено, что левое полушарие участвует в основном в аналитических процессах, оно – база для логического мышления. Левое полушарие обеспечивает речевую деятельность: ее понимание и построение, работа со словесными символами. Правое полушарие обеспечивает конкретно-образное мышление, имеет дело с невербальным материалом, отвечает за определенные навыки в обращении с пространственными сигналами, за структурно-пространственные преобразования, способность к зрительному и активному распознаванию предметов. С правым полушарием связаны музыкальные способности.
Последние годы усиленно отстаивается точка зрения, что в функциях различных полушарий отражаются различные способы познания. Функции левого полушария отождествляются с аналитическим мышлением. Функция правого полушария – интуитивное мышление. По мнению Р.Орнстейна, принятая система образования строится исключительно на развитии способностей левого полушария, то есть языкового и логического мышления, а функции правого полушария специально не развиваются. Невербальному интеллекту не уделяется должного внимания.
Исследование функциональной асимметрии мозга у детей показало, что первоначально обработка речевых сигналов осуществляется обоими полушариями и доминантность левого формируется позже. Специализация правого полушария функции ориентации в пространстве возникает также не сразу: у мальчиков в возрасте от 6 лет, а у девочек – после 13 лет [11; с. 44].
Дорин Кимура и ее коллеги объяснили процесс о причинах, которые привели к специализации полушарий.
Исходя из того, что речевая функция левого полушария связана с движениями ведущей правой руки, она предполагает, что специализация левого полушария для речи является следствием развития определенных двигательных навыков, которые помогают в общении. Язык появился потому, что левое полушарие оказалось приспособленным для некоторых видов двигательной активности.
Связь левого полушария с определенными типами движения хорошо известно в клинике. Рука, соответствующая полушарию с речевым центром (чаще правая), обнаруживает большие способности к тонким движениям, чем рука, связанная с недоминантным полушарием.
Левое полушарие превосходит правое также в способности понимать речь. Речевые функции у правши преимущественно локализованы в левом полушарии. И лишь у 5% лиц речевые центры в правом полушарии. У 70% леворуких центр речи, так же как и у праворуких, в левом полушарии. У 15% леворуких центр речи в правом полушарии.
Функциональная асимметрия мозга обнаружена не у всех людей. Примерно у одной трети она не выражена, т.е. полушария не имеют четкой функциональной специализации.
Е. Жариков и Е. Крушельницкий подчеркивают, что для специализации полушарий нужна активная умственная деятельность. Варианты различны: от гармоничного взаимодействия обоих полушарий до преобладания одного из них.
Нейрофизиологические исследования выявили: ряд заболеваний у людей с разной ассиметрией мозга протекают по-разному. По доминированию полушарий решаются проблемы профессиональной ориентации молодежи и выполнения профессиональных функций.
Таким образом, гармоничное обучение ребенка возможно только при взаимодополняющей активности обоих мозговых полушарий, если образное мышление обеспечивает непредвзятость и многосторонность подхода, а абстрактно-логическое ограждает его потенциальную хаотичность и способствует критическому анализу.
леворукость адаптация
Еще по теме:
Методы психологического обеспечения
Исходя из анализа теоретических и практических работ в области психологии спорта психологическое обеспечение подготовки спортсменов определяется как систему мероприятий, направленных на мобилизацию резервов психики спортсменов, обеспечива ...
Проблема гендерных
различий в психологии
Существует много очевидных параметров, отличающих одного человека от другого. Но наиболее важный из них, на который люди в первую очередь обращают внимание – это пол. Пол оказывает большое влияние на «Я-концепцию», самоидентификацию, выбо ...
Критика факторного подхода в понимании движущих сил психического развития
ребенка
Критика преформизма в отечественной психологии направлена против: 1) биологизации развития, т. е. отождествления закономерностей психического развития в онтогенезе животных и человека; 2) неучета роли среды в развитии, в том числе и для р ...