Исследование внутригрупповых отношений

Материалы » Личностные особенности студентов с разным социометрическим статусом » Исследование внутригрупповых отношений

Страница 3

Структура группы, согласно Л.И. Уманскому, образована тремя блоками подструктур: общественным блоком, включающим параметры "направленность", "организованность" и "подготовленность", отражающие соответственно идеологическую, управленческую и профессионально-деловую сферы групповой жизнедеятельности.

"Личностным" проявлением выступает второй блок, включающий подструктуры – интеллектуальную, эмоциональную и волевую коммуникативность.

И, наконец, третий блок отражает такие субъектные качества группы, как интегративность, микроклимат, референтность, лидерство, интра- и интергрупповую активность.

Важнейшей психологической структурой, определяющей все другие подструктуры, - является направленность группы, которая выступает "своеобразным" идеологическим потенциалом группы, фиксируя социальную ценность принятых группой идей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и норм.

Социально-психологическим механизмом актуализации содержания направленности выступает организованность группы как проявление субъектности группы в жизнедеятельности. [33]

Кроме того, имеются исследования отечественных психологов, изучавших взаимосвязь особенностей личности и её статусом в группе. Так, Белова Е.С. и Щебланова Е.И. изучали социометрический статус и особенности общения дошкольников с высоким творческим потенциалом. В ходе их исследования выяснилось, что Дошкольники с высокими творческими способностями, так же как и их ровесники, получали разное количество выборов и оказались отнесены к разным статусным категориям. Большинство дошкольников с высоким творческим потенциалом получило три и более выборов. В статусных категориях "лидеры" и "предпочитаемые" по игровым предпочтениям оказались 79,1% детей I группы и только 50% II группы, по эмоциональным предпочтениям также выделяются творчески одаренные дети – их 62,5% (37,5% их ровесников). Среди дошкольников с высоким творческим потенциалом не было ни одного со статусом "изолированные" по игровым предпочтениям, и только в отношении одного ребенка (4,2%) не было проявлено симпатий со стороны сверстников. Среди "изолированных" в основном были дети из II группы – 16,7% не получили игровых выборов, 12,5% – эмоциональных выборов. Дети с высоким творческим потенциалом в среднем имеют более высокий социометрический статус в игровых взаимодействиях, чем их сверстники: они получают в среднем больше выборов как партнеры по игре по сравнению со сверстниками; различия статистически значимы (р < 0,05). Дети I группы больше получили в среднем эмоциональных выборов, чем сверстники, но различия не достигают уровня значимости. Большинство дошкольников выражают удовлетворенность сложившимися отношениями со сверстниками. Вместе с тем у детей с высоким творческим потенциалом чаще наблюдаются взаимные выборы в игре, взаимные симпатии. Отмечается средний или высокий уровень удовлетворенности игровыми отношениями у 95,8% детей I группы и у 66,7% – II группы. Только один ребенок из I группы недоволен игровыми взаимодействиями (4,2%), во II группе таких детей 33,3 % . В отношении эмоциональных предпочтений можно отметить сходную картину, но несколько возрастает количество детей из I группы с низким уровнем удовлетворенности эмоциональными отношениями (20,8%), но при этом их меньше, чем во II группе (33,3%). Обнаружены значимые различия между творчески одаренными детьми и их ровесниками по характеристикам положения в группе детского сада. Дети с высокими творческими способностями в среднем имеют более высокий социометрический статус, чем их сверстники: их чаще выбирают как партнеров по игре, они пользуются большей симпатией у сверстников. Вместе с тем неординарные дошкольники, так же как и их ровесники, получали разное количество выборов и оказались отнесены к разным статусным категориям.

Установлена значимая положительная связь между социометрическим статусом дошкольника в игровых взаимодействиях и социометрическим статусом, определяемым на основе учета эмоциональных предпочтений, вместе с тем полного соответствия не обнаружено.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Психодиагностическая беседа
Возможность единения рисуночной («невербальной») продукции субъекта с вербальной само по себе расширяет возможности работы психолога по линии единения сознательной и бессознательной сфер психики индивида. Конкретный диалог позволяет не уп ...

Фазы стресса
Ганс Селье выделил три фазы "общего синдрома адаптации": · реакцию тревоги, когда организм готовится к встрече с новой ситуацией; · фазу сопротивления, когда организм использует свои ресурсы для преодоления стрессовой ситуации ...

Особенности развития когнитивной сферы детей, воспитывающихся вне семьи
Недостаточное интеллектуальное развитие ребенка может заключаться и выражаться в ослаблении или несформированности, неразвитости познавательных процессов, неустойчивости внимания, слабой памяти, слабо развитого мышления (наглядно-образног ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru