Барьер как элемент системы

Барьеры коммуникации » Барьер как элемент системы

Барьеры всегда являются элементом какой-то системы. Любая целостная система, состоящая из элементов, обязана своему существованию барьерам, препятствующим ее распаду. Без барьеров не может существовать ни один комок вещества, без них не было бы Вселенной, людей, государств. Под их влияние возникают и функционируют организаторские системы разных модальностей. И человек перестал быть дикарем, когда обрел нравственный барьер - совесть, образующий духовный стержень цивилизованного общества. Барьер - это определенное отношение элементов,

оказывающее воздействие на систему. Специфика этого воздействия заключается в торможении, сопротивлении, противодействии, блокировании, лишении и т.д. Понятие «барьер» можно определить как отношение между элементами системы, которое ограничивает свободу одного из них.

По отношению к другим элемента барьер выполняет следующие основные функции:

· стабилизация:

барьер останавливает движение;

· коррекция: столкнувшись с препятствием, движение меняет направление

· энергетизация: энергия движения накапливается под влиянием барьера;

· дозировка: барьеры дозируют движения;

· торможение: барьер замедляет движение;

· лишение: барьер ослабляет функциональные возможности.

Роль барьера в жизни природы столь велика, как и в жизни общества и отдельной личности.

По отношению к человеку в роли барьеров выступают самые разные факторы: закрытая дверь, ступеньки лестницы, которые надо одолеть, нехватка нужной информации, недостаток самообладания, усталость, пространство и время, и т.д.

Барьер - это психологический феномен, в котором отражены свойства объекта ограничивать проявления жизнедеятельности человека, препятствовать удовлетворению его потребностей.

Барьер - субъективно-объективная категория. То, что является непреодолимой преградой для слабого, не является таковой для сильного. Существуют внешние и внутренние барьеры. Так, поднимая тяжелый груз, человек испытывает внутреннюю трудность. Внешние барьеры связаны с внутренними, продуцируют их. Такие барьеры сопровождаются эмоциональным стрессом, огорчением, раздражением и т.д.

Важную роль в структуре деятельности играют барьеры. Именно барьеры дают импульс к движению деятельности, обусловливают содержание и смену ее фаз. Итак, рассмотрим четыре фазы структуры деятельности.

1 фаза – ориентировочная

Под влиянием ценностно-информационных барьеров развиваются ценностные отношения, способность ориентироваться в новых ситуациях, осуществлять выбор целей с учетом внешних и внутренних условий.

2 фаза - программирование

В качестве помехи выступает структурно-информационный барьер. Эта фаза учит планировать постановку и решение проектировочных задач в деятельности.

3 фаза - реализация программы

В качестве помехи выступает предметно-преобразовательный барьер. Под влиянием барьера развивается мастерство исполнения.

Фаза продиктована барьером рассогласования. Фаза прививает навыки самоконтроля. Достигнутое теряет свое очарование, что стимулирует постановку новых, высоких целей. Отсюда- полицикличность деятельности.

Как мы видим, барьеры играют решающую роль в деятельности. Деятельность не только развивает, но и развивается. Анализируя все вышесказанное можно наконец то дать понятие барьера.

Барьер - широкое понятие, объединяющее в одно целое механизмы разных психических структур, открывающие новые возможности для развития.

Еще по теме:

Функциональная ассиметрия левого и правого полушария
Существует много предположений о причинах леворукости. Наиболее распространенной является межполушарная асимметрия. Есть указание на раннее проявление сенсорных асимметрии. У новорожденных и младенцев в ответ на звуки отмечено большая ак ...

Изучение индивидуально-типологических особенностей дошкольника
Метод наблюдения является наиболее приемлемым для изучения темперамента детей дошкольного возраста. Он помогает по жизненным показателям определить основные свойства нервной системы, лежащие в основе темперамента конкретного ребенка. Выде ...

Особенности отношений с близкими и далекими сверстниками в подростковом возрасте
На основе анализа психологической и педагогической литературы о подростковом возрасте, о значимости сверстников в этом возрасте, выделяют основные функции и особенности близких и далеких отношений в подростковом возрасте [36]. Функции и ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru