Классификация видов психологического тренинга

Материалы » Тренинг уверенного поведения для подростков » Классификация видов психологического тренинга

Для классификации тренинга применяются различные основания: теоретическая ориентация конкретных программ, цели тренинга, уровень психической организации, на котором ожидаются изменения.

Одним из самых очевидных способов классификации является рассмотрение методов групповой работы в рамках основных психологических и психотеропивтическмх подходов современности.

Психоаналитический подход подчеркивает важность для понимания генеза и лечение эмоциональных расстройств которые являются результатом динамической и часто бессознательной борьбы противоречивых мотивов внутри личности.

Экзистенциально-гуманистический подход опирается на философские идеи экзистенциолизма и феноменологии [1].

К. Аргирис предлагал использовать для разграничения видов групп континуум большей или меньшей "терапевтичности" тренинга. Эту же идею разделяет Дж. Джибб, используя для классификации тренинга шкалу психотерапия - традиционное обучение, располагая на ней девять основных видов тренинга.

Существует типология, согласно которой различные программы тренинга разделяются в зависимости от обращения к конкретной проблематике личности, целей, которые ставятся перед группой. В ней выделены пять типов групповой работы:

1. "Я - Я" - группы, направленные на изменения на уровне личности, личностный рост; главные источники преобразований внутриличностные. 2. "Я - Другие" - группы, направленные на изменения в межличностных отношениях, исследование того, как происходит процесс межличностного влияния в зависимости от того или иного способа поведения.

3. "Я - Группа" - группы, направленные на взаимодействие личности и группы как социальной общности, стили взаимодействия с группой. 4. "Я - Организация" - группы, ориентированные на изучение и развитие опыта межличностного и межгруппового взаимодействия в организациях. 5. "Я - профессия" - группы, ориентированные на субъектов конкретной профессиональной деятельности.

Х. Миккин в качестве основания для разделения разных видов тренинга принимает организационную сторону, обращая внимание на распределение инициативы между тренером, организацией-заказчиком, тренируемыми и степенью профессионализации тренера.

Он выделяет любительский, институционализированный и психокоррекционный тренинг.

Любительский тренинг характерен для начальной стадии освоения метода, когда инициатором его проведения выступает тренер-энтузиаст, а участники мотивированы преимущественно случайными причинами и любопытством. Работа тренера свободна от внешнего контроля и проводится за счет личного времени участников.

Институционализированный тренинг отличается от любительского переходом инициативы его проведения от тренера к организации-заказчику, которая вправе предъявлять к тренеру ряд требований, относящихся к подтверждению его квалификации авторитетной инстанцией. К постановке конкретных задач, к научной обоснованности программы, к продолжительности работы и ее режиму, а также к четкому формулированию иерархии целей тренинга для контроля его эффективности.

Х. Миккин рассматривает психокоррекционный тренинг как разновидность психологической помощи, которая по своим целям и задачам стоит в одном ряду с психологической консультацией, телефоном доверия, кабинетами психологической разгрузки, психопрофилактической психотерапии.

Н.М. Лебедева и А.И. Палей выделяют три класса тренинга по их направленности: 1. Субъект-субъект - социально-психологический тренинг в его различных модификациях. 2. Субъект-объект - интеллектуальный тренинг, целью которого является развитие интеллектуального потенциала личности, повышение эффективности решения профессиональных и личностных проблем. 3. Тренинги интраличностной направленности, к которым относятся группы личностного роста и их разновидности, в частности лабораторный тренинг, тренинг развития личности. [8]

Еще по теме:

Что мешает творчеству
Кроме чувств, стимулирующих творческую деятельность, есть чувства, тормозящие творческие усилия. Самый опасный враг творчества − страх. Особенно он проявляется у людей с жесткой установкой на успех. Боязнь неудачи сковывает воображе ...

Развитие речи в онтогенезе
Давно уже доказано, что ребенок способен освоить речь, только если находится в социуме, только если подхватит общечеловеческую эстафету языка. В истории достаточно примером, когда дети, выросшие среди животных, осваивали сигнальную систем ...

Методы защиты от стресса
Незначительные стрессы – это неизбежное, но вполне безвредное явление. Только чрезмерно частые, либо слишком сильные стрессы могут сильно истощить адаптационную систему организма, что в свою очередь вполне может стать причиной психосомати ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru