Основные направления изучения девиантного поведения
По теории известного британского нейрохирурга П. Келли, мозг реагирует на различные действия не так, как все остальные органы. Именно мозг провоцирует человека на саморазрушение, именно он поощряет самые дурные реакции. При этом, чем более развит мозг, тем больше развит инстинкт самоуничтожения данного индивидуума.
В XX столетии по мере накопления научных знаний о человеке появляются новые теории, объясняющие преступное поведение деятельностью желез внутренней секреции (эндокринная теория); аномальным набором хромосом у лиц, совершающих насильственные преступления (хромосомная теория). Например, исследования на животных показали, что у агрессивных обезьян уровень одного из гормонов — серотонина ниже, чем у пассивных. Оказалось, что и у людей, совершающих преднамеренные насильственные преступления, тоже наблюдался недостаток этого гормона.
В настоящее время ученые доказали, что агрессивность, как характерологическая черта, связана с повышенным содержанием в организме человека полового гормона - тестостерона. Однако в организме есть и вещества, снижающие уровень агрессивности, - эндорфины. Более того, экспериментальным путем была обоснована зависимость действия гормонов от конкретной ситуации. Кроме того, исследователи едины в том, что девиантное поведение - прерогатива молодых. Чем старше человек, тем консервативнее стиль его поведения. Это обусловливается биологическими причинами - физиологическими изменениями в организме, особенностями возрастной психологии. На интенсивность девиантного поведения влияет и уровень пассионарности личности как энергетической характеристики, которая закладывается генетически.
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что, несомненно, генетический фактор оказывает влияние на поведение человека, однако генетического воздействия недостаточно, чтобы предопределить тот или иной тип поведения. Биологическим путем могут наследоваться лишь отдельные предпосылки девиантного поведения, такие, как тип темперамента, половозрастные характеристики, другие биопсихологические особенности, включая аномалии. Во взаимодействии с внешней средой, общественным окружением они обуславливают человеческое поведение и при определенных обстоятельствах могут стать одной из предпосылок преступности. Таким образом, на сегодняшний день биологические теории не отвергаются, но признается их ограниченность в формировании девиантного поведения.
Психологический подход. Личность выступает центральным понятием психологического подхода. Психологический подход наиболее ярко представлен в трудах таких ученых как И.Ю. Борисов, 3. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Эриксон.
Согласно Фрейду, преступление есть внешнее проявление глубинных подсознательных психических процессов (инстинктов), данных человеку от рождения. Среди них инстинкты разрушения и насилия, сексуального влечения, страха смерти, жестокости и агрессивности. Подсознательное стремление к удовлетворению указанных инстинктов и наклонностей сталкивается с правовыми, моральными, социальными ограничениями и запретами. Однако когда активность сознания ослабевает, эти "затаившиеся" инстинкты и влечения прорываются наружу и зачастую в виде преступлений.
Психоаналитическая теория предполагает, что дисбаланс в личности, вызванный травмой в раннем детстве, может дать "поврежденную личность" во взрослом возрасте. Например, если пренебрегающие воспитанием родители не разовьют "Суперэго" ребенка соответствующим образом, "Оно" может стать доминирующей силой личности. Позже подростку может не хватать сострадания к другим, восприимчивости к их проблемам, он может страдать неумением контролировать чувства, может действовать агрессивно и импульсивно или проявлять другие психотические симптомы. В результате преступное поведение может стать выходом для агрессивных и антисоциальных чувств. Таким образом, для объяснения девиантного поведения фрейдистская мысль концентрируется на травмах ранних ступеней развития и появляющемся в результате этого дисбалансе в личности.
Еще по теме:
Психология как наука. Предмет и задачи детской психологии
Предмет психологии
- наука о душе, которая изучает психику человека, включая психические процессы свойства, состояния. Психика
– свойство высоко организованной материи отражать объективно существующую действительность и на основе формир ...
Классификация нарушений речевого развития
Известно, что нарушения речи носят многообразный характер в зависимости от их степени, от локализации пострадавшей функции, от времени поражения, от выраженности вторичных отклонений, возникающих под воздействием ведущего дефекта.
Поскол ...
Общие и специальные способности. Задатки и способности. Талант,
гениальность, одаренность
Способности - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения какой-либо деятельности.
Специальные способности - психологические особенности индивида, являющиеся возможностями успешного выполн ...