Интерпретация некоторых символов в детском рисунке
Более полная расшифровка деталей может основываться на символическом значении представленных образов.
Например, молния может символизировать начало нового цикла в развитии и драматические изменения в жизни человека. Радуга, нередко возникающая после грозы, предвещает появление солнца, символизирует мечту о несбыточном стремлении к совершенству.
Зонт представляет собой символическое изображение психической защиты от неприятных внешних воздействий. С точки зрения трактовки образов зонт может рассматриваться как отображение связи с матерью и отцом, которые символически представлены в образе зонта: купол — материнское начало, а ручка — отцовское. Зонт может защищать или не защищать от непогоды, ограничивать поле зрения персонажа, а может и отсутствовать.
Так, например, огромный зонт-гриб может свидетельствовать о сильной зависимости от матери, решающей все сложные ситуации за человека. Размер и расположение зонта по отношению к фигуре человека указывают на интенсивность действия механизмов психической защиты.
Источники света и тепла – желание иметь наставника, потребность в тепле, любви от персонажа с этим источником.
Солнце. Символ авторитетной фигуры. Часто воспринимается как источник тепла и силы. Некоторые авторы конкретизируют, и говорят о солнце, как о символе родительской фигуры, материнской заботы и любви, необходимость которой чувствует ребенок. Исходя из архетипической символики, солнце, море, волны означают атрибуты чувственной сферы, отчуждаемой в себе автором. Темные облака и заштрихованное солнце рисуют несчастные дети.
Грязь – внутреннее беспокойство из-за неприятных моментов.
Линии (небо), облака, дождь – тревожность, страх, грозящая опасность.
Холод (вода, лед, дождь, звезды, холодильник) – депрессивное настроение в данный момент. О том же может свидетельствовать кровать и лежащие в ней люди.
Предметы спорта, кошки, собаки – символы соперничества.
Цветы, бабочки – желание спокойствия, безмятежности.
Шарики, воздушные змеи – желание избавиться от давления.
Детская кроватка, клетка – агрессивность, пленение, символы лишения свободы.
Животные в клетках, барабан, оружие, молот, мотыга, грабли – агрессивность.
Дорожные знаки – сдерживание эмоциональности, подчинение правилам, навязанным школой.
Метла, выбивалка, пылесос, грузовики, грузовая техника, посуда, огромные здания – символ власти и угрозы.
Оружие и другие материалы, связанные с конфликтным отношением – враждебность.
Человек, у которого вместо головы дерево – внутренний конфликт в контексте отношений с близкими людьми.
Глаз на лбу – неестественное видение мира над реальностью.
Прозрачный, «стеклянный» ящик. Символизирует переживание выставления себя всем на обозрение. Его сопровождает желание демонстрировать себя, ограничиваясь лишь визуальным контактом.
Дом – символ семьи.
Деревья. Часто символизируют различные лица. Если они как будто «прячут» дом, - возможна сильная потребность в зависимости при доминировании родителей.
Корни, являются архетипическим образом, предполагающим семью, отца, род.
Кусты. Иногда символизируют людей. Если они тесно окружают дом – вероятно сильное желание оградить себя защитными барьерами.
Погода (какая погода изображена). Отражает связанные со средой переживания субъекта в целом. Скорее всего, чем хуже, неприятнее погода изображена, тем вероятнее, что субъект воспринимает среду как враждебную, сковывающую.
Оружие и другие материалы, связанные с конфликтным отношением – враждебность.
Следует помнить, что точная интерпретация цветового решения не может быть сделана, если у испытуемого нет всего набора цветных карандашей.
Цвета могут символизировать определенные чувства, настроение и отношения человека. Они также могут отражать спектр различных реакций или областей конфликтов.
Использование одного цвета говорит о возможной боязни эмоционального возбуждения.
Цвет, конвенциальное, обычное его использование, если скажем, нарисован дом.
Зеленый - для крыши, коричневый для стен. Желтый, если употребляется только для изображения света внутри дома, тем самым, отображая ночь или ее приближение, выражает чувства субъекта, а именно: враждебность среды, необходимость скрыть действие от посторонних глаз.
Еще по теме:
Творческие способности и специальность
Творчество и талант не безразличны к личности своего носителя. Одаренному должно быть в первую очередь интересно и важно содержание той предметной области, которой он занимается. М. Горький говорил: «Талант — это любовь к своей работе. Та ...
Организация и методы исследования личностноразвивающего потенциала
психологической защиты
Исходя из особенностей контингента испытуемых и специфики поставленных в исследовании задач, нами была разработана программа эмпирического исследования, направленного на решение следующих практических задач:
· выявление психологических н ...
Уровни и развитие
специальных способностей
Способности имеют сложную структуру, которая зависит от развития личности. Выделяют два уровня развития способностей [12, с. 154]:
· репродуктивный
· творческий
Человек, находящийся на репродуктивном уровне, лишь обнаруживает высокое у ...