Интерпретация некоторых символов в детском рисунке

Материалы » Закономерности между особенностями личности и продуктами изобразительной деятельности детей 6-ти летнего возраста » Интерпретация некоторых символов в детском рисунке

Страница 1

Более полная расшифровка деталей может основываться на символическом значении представленных образов.

Например, молния может символизировать начало нового цикла в развитии и драматические изменения в жизни человека. Радуга, нередко возникающая после грозы, предвещает появление солнца, символизирует мечту о несбыточном стремлении к совершенству.

Зонт представляет собой символическое изображение психической защиты от неприятных внешних воздействий. С точки зрения трактовки образов зонт может рассматриваться как отображение связи с матерью и отцом, которые символически представлены в образе зонта: купол — материнское начало, а ручка — отцовское. Зонт может защищать или не защищать от непогоды, ограничивать поле зрения персонажа, а может и отсутствовать.

Так, например, огромный зонт-гриб может свидетельствовать о сильной зависимости от матери, решающей все сложные ситуации за человека. Размер и расположение зонта по отношению к фигуре человека указывают на интенсивность действия механизмов психической защиты.

Источники света и тепла – желание иметь наставника, потребность в тепле, любви от персонажа с этим источником.

Солнце. Символ авторитетной фигуры. Часто воспринимается как источник тепла и силы. Некоторые авторы конкретизируют, и говорят о солнце, как о символе родительской фигуры, материнской заботы и любви, необходимость которой чувствует ребенок. Исходя из архетипической символики, солнце, море, волны означают атрибуты чувственной сферы, отчуждаемой в себе автором. Темные облака и заштрихованное солнце рисуют несчастные дети.

Грязь – внутреннее беспокойство из-за неприятных моментов.

Линии (небо), облака, дождь – тревожность, страх, грозящая опасность.

Холод (вода, лед, дождь, звезды, холодильник) – депрессивное настроение в данный момент. О том же может свидетельствовать кровать и лежащие в ней люди.

Предметы спорта, кошки, собаки – символы соперничества.

Цветы, бабочки – желание спокойствия, безмятежности.

Шарики, воздушные змеи – желание избавиться от давления.

Детская кроватка, клетка – агрессивность, пленение, символы лишения свободы.

Животные в клетках, барабан, оружие, молот, мотыга, грабли – агрессивность.

Дорожные знаки – сдерживание эмоциональности, подчинение правилам, навязанным школой.

Метла, выбивалка, пылесос, грузовики, грузовая техника, посуда, огромные здания – символ власти и угрозы.

Оружие и другие материалы, связанные с конфликтным отношением – враждебность.

Человек, у которого вместо головы дерево – внутренний конфликт в контексте отношений с близкими людьми.

Глаз на лбу – неестественное видение мира над реальностью.

Прозрачный, «стеклянный» ящик. Символизирует переживание выставления себя всем на обозрение. Его сопровождает желание демонстрировать себя, ограничиваясь лишь визуальным контактом.

Дом – символ семьи.

Деревья. Часто символизируют различные лица. Если они как будто «прячут» дом, - возможна сильная потребность в зависимости при доминировании родителей.

Корни, являются архетипическим образом, предполагающим семью, отца, род.

Кусты. Иногда символизируют людей. Если они тесно окружают дом – вероятно сильное желание оградить себя защитными барьерами.

Погода (какая погода изображена). Отражает связанные со средой переживания субъекта в целом. Скорее всего, чем хуже, неприятнее погода изображена, тем вероятнее, что субъект воспринимает среду как враждебную, сковывающую.

Оружие и другие материалы, связанные с конфликтным отношением – враждебность.

Следует помнить, что точная интерпретация цветового решения не может быть сделана, если у испытуемого нет всего набора цветных карандашей.

Цвета могут символизировать определенные чувства, настроение и отношения человека. Они также могут отражать спектр различных реакций или областей конфликтов.

Использование одного цвета говорит о возможной боязни эмоционального возбуждения.

Цвет, конвенциальное, обычное его использование, если скажем, нарисован дом.

Зеленый - для крыши, коричневый для стен. Желтый, если употребляется только для изображения света внутри дома, тем самым, отображая ночь или ее приближение, выражает чувства субъекта, а именно: враждебность среды, необходимость скрыть действие от посторонних глаз.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Творческие способности и специальность
Творчество и талант не безразличны к личности своего носителя. Одаренному должно быть в первую очередь интересно и важно содержание той предметной области, которой он занимается. М. Горький говорил: «Талант — это любовь к своей работе. Та ...

Организация и методы исследования личностноразвивающего потенциала психологической защиты
Исходя из особенностей контингента испытуемых и специфики поставленных в исследовании задач, нами была разработана программа эмпирического исследования, направленного на решение следующих практических задач: · выявление психологических н ...

Уровни и развитие специальных способностей
Способности имеют сложную структуру, которая зависит от развития личности. Выделяют два уровня развития способностей [12, с. 154]: · репродуктивный · творческий Человек, находящийся на репродуктивном уровне, лишь обнаруживает высокое у ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru