Психические состояния матерей, воспитывающие детей с отклонением в развитии.

Материалы » Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей с задержкой развития речи средствами игротерапии » Психические состояния матерей, воспитывающие детей с отклонением в развитии.

F. Ferber провел клиническое исследование психического состояния матерей, имеющих детей с отклонениями. Было выделено две основные группы.

Матери первой группы отличались подвижностью, активностью, истероидными особенностями поведения. Известие о болезни ребенка у них вызвало выраженные депрессивные реакции длительностью от нескольких недель до нескольких месяцев. Вину за случившееся они брали на себя. Иногда их посещали мысли о суициде. Наблюдалось нарушение сна, усиление депрессии. У женщин этой группы значительно усиливалась раздражительность, по незначительному поводу возникали вспышки гнева, а затем приступы раскаяния. Отмечались астенические явления: головные боли, тяжесть и сжимающие боли в груди, колебания артериального давления. При длительности психотравмирующей ситуации в семье, личностные особенности матерей претерпевали некоторые изменения. Женщины теряли интерес к окружающему и т. д. Они становились несколько спокойнее, но и безразличнее.

Для женщин второй группы были характерны меньшая активность, стремление к уединению, небольшой круг общения. Матери не представляли в полной мере всей тяжести состояния ребенка. Сообщение о сущности нарушения принимали достаточно спокойно, причем в болезни ребенка обвиняли исключительно медицинский персонал. Со временем матери осознавали истинное положение, в котором оказались, складывалась тенденция действий на настоящее, не строить планы на будущее. У многих из них наблюдались депрессивные состояния: ухудшалось настроение, появлялись приступы отчаяния. Таким образом, у матерей обеих групп в итоге обнаруживалась стойко выраженная депрессия, сопровождавшаяся чувством горя, сострадания ребенку, потребность самопожертвования ради него[4; с 46-47] Исследования Benesh F., Н. S. Taylor указывают на то, что отцы иногда сильнее, чем матери чувствуют свою ущербность перед обществом из-за дефекта у их ребенка. Так же наблюдаются повышенные депрессионные состояния, снижение самооценки, тенденции к неудовлетворенности и негативным ощущениям.[4; с 47]

Ткачева В.В. выделила три уровня качественных изменений, имеющих место в семьях данной категории: психологический, социальный, соматический.

На психологическом уровне у матери ребенка наблюдается стресс, имеющий пролонгированный характер, который в свою очередь оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей и становится исходным условием травмирующего изменения сформировавшегося в семье жизненного уклада.

На социальном уровне семья становится малообщительной, избирательной в контактах. Происходит деформация во взаимоотношениях между родителями ребенка с отклонением в развитии, вследствие чего нередко наблюдаются разводы.

На соматическом уровне возникает патологическая цепочка: заболевание ребенка ведет к психогенному стрессу у матери, который, в свою очередь, провоцирует соматические или психические заболевания матери [40; с 76-79]

Таким образом, большинство авторов, занимающихся проблемами семьи, имеющей ребенка с отклонениями в развитии, объединяли в своих работах несколько типов детей: интеллектуальными нарушениями, нарушением двигательной активности, сенсорными нарушениями. Естественно, что при различных нарушениях в развитии мы имеем дело с разной степенью проявления того или иного дефекта. Реакция родителей на глубокую умственную отсталость ребенка и на небольшое снижение слуха или дефектов в речи будет различной. Поэтому выводы по данным работам, несомненно, нуждаются в дополнительных комментариях. В связи с этим особенности семьи, воспитывающей проблемного ребенка, более подробно рассмотрим в соответствии с дефектом, который у него имеется.

Еще по теме:

Классификация нарушений речевого развития
Известно, что нарушения речи носят многообразный характер в зависимости от их степени, от локализации пострадавшей функции, от времени поражения, от выраженности вторичных отклонений, возникающих под воздействием ведущего дефекта. Поскол ...

Результаты собственных исследований
В качестве испытуемых были взяты дети шестилетнего возраста, в количестве двенадцати человек. Им было дано групповое задание: «Изобразить свою семью». На основе стандартизированных методик была сделана интерпретация, которая рассматривала ...

Волевая готовность к школьному обучению
Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими вн ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru