Общение в конфликте

Материалы » Как руководить без конфликтов » Общение в конфликте

Страница 1

Отношения в конфликте можно определить как проникнутые взаимной неприязнью и даже ненавистью людей.

Интеллектуальные и личностные индивидуальные различия зачастую ведут к непониманию друг друга и различного рода конфронтации. Не все люди от природы наделены одинаковой способностью к пониманию того, что происходит с ними и вокруг них. То, что очевидно для одного человека, может стать неразрешимой проблемой для другого. То, что одному человеку дается легко, у другого может вызвать серьезные затруднения. Есть, например, люди – и таких большинство, – мышление которых построено на когда-то однажды усвоенных правилах логики, и с тех пор они в своих рассуждениях неизменно им следуют. Но есть и другие люди, которые этой логики просто не знают, не понимают и, следовательно, не осознают алогичности своего мышления. Общаясь с таким человеком, бесполезно пытаться добиться того, чтобы он в своих умозаключениях строго следовал логическим правилам. Здесь мы нередко встречаемся со взаимным двухсторонним психологическим барьером непонимания людей: с одной стороны, обнаруживается непонимание и пренебрежение логикой необученного ей человека, а с другой − непонимание того, кто ею владеет.

Но это только одно из возможных индивидуальных различий интеллектуального характера, которое может привести к конфликту. Другое – значительные различия в уровне образования, до сих пор сохраняющиеся среди людей. Эти различия приводят к тому, что люди становятся малоинтересными друг для друга.

Известно, что искренний и глубокий интерес человек может проявлять только к тому предмету, который ему хотя бы немного знаком. Например, к математике обычно проявляют интерес люди, которые ею занимались; живописью, литературой, музыкой, техническим конструированием более всего интересуются художники, писатели, музыканты, инженеры; человек, который сам никогда не занимался каким-либо видом спорта, вряд ли станет настоящим любителем и профессиональным ценителем этого вида деятельности. Люди, обладающие разным жизненным опытом, естественно, не понимают друг друга, и чем больше эти различия, тем глубже может стать недопонимание между ними. Само по себе оно, конечно, еще не ведет к конфликту. Но, усугубляясь желанием во что бы то ни стало обратить другого в свою веру, оно может породить взаимную неприязнь людей. Так обычно возникает непонимание между людьми, разными по возрасту, профессиональной принадлежности, жизненным интересам.

Еще более «благодатную» почву для потенциального возникновения конфликта представляют собой индивидуальные личностные различия, относящиеся к свойствам темперамента, чертам характера, мотивам поведения и нормам морали. Если людям с различными свойствами темперамента приходится выполнять одну и ту же работу, требующую координации движений, то природно-обусловленные различия в скорости реакции, темпе работы, эмоциональности, возбудимости и торможении могут сказаться на взаимопонимании, согласованности действий и в конечном счете привести к конфликтам. Такие черты характера, как импульсивностъ, вспыльчивость, стремление доминировать, бесцеремонность в обращении и другие, порождают напряженность в человеческих отношениях, а о людях, обладающих этими качествами, говорят, что они имеют тяжелый характер.

Потенциально конфликтной является ситуация, в которой два или несколько индивидов имеют противоречивые, несовместимые друг с другом мотивы поведения [7, С. 211]. Каждый из них, преследуя свои личные цели, основанные на этих мотивах, невольно препятствует достижению целей других индивидов, и чем значительнее мотивационные различия, чем весомее соответствующие мотивы для людей, вовлеченных в данную конфликтную ситуацию, тем большее чувство неприязни у них возникает в отношении друг друга.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Общее понятие о мышлении
Познавая и преобразуя мир человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Закономерности, внутренне связи явлений отражаются в нашем понятии опосредованно – во внешних признаках явлений человек распознаёт признаки внутрен ...

Особенности восприятия ребенком художественных, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства
Эстетическое восприятие – это восприятие чувства прекрасного, красоты посредством эстетического воспитания. Эстетическое восприятие включает 3 компонента :1. интеллектуальные; 2 . эмоционально – волевые моменты; 3. познавательная сторо ...

Поведение в конфликтной ситуации
Специалистами разработано немало рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей в конфликтных ситуациях, выбора соответствующих стратегий поведения и средств разрешения конфликта, а также управления им. Рассмотрим, прежде вс ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru