Интегративно-оценочная интерпретация
Расположение слева направо – увеличивается направленность на внешний мир, на будущие. Потребность в опоре на авторитет; поиск согласия с внешним миром; честолюбие, стремление навязывать себя другим, ощущение покинутости; возможны колебания в поведении.
Форма листвы.
Круглая крона – экзальтированность, эмоциональность.
Круги в листве – поиск успокаивающих и вознаграждающих ощущений, чувства покинутости и разочарования.
Ветви опущены – потеря мужества отказ от усилий.
Ветви в разные стороны – поиск самоутверждения, контактов, сомораспыление, суетливость, чувствительность к окружающему, не противостоит ему.
Листва – сетка, более или менее густая – большая или меньшая ловкость в избегании проблемных ситуаций. Уход от неприятных ощущений.
Листва из кривых линий – восприимчивость, открытое принятие окружающего.
Открытая и закрытая листва на одном рисунке – поиски объективности.
Закрытая листва – не проявляющаяся агрессивность.
Детали листвы, не связанные с целым – суждения, принимающие малозначительные детали за характеристику явления в целом.
Ветви выходят из одного участка на стволе – детские поиски защиты; норма для семилетнего ребенка.
Ветви нарисованы одной линией – бегство от неприятностей реальности, ее трансформация и приукрашивание.
Листья-петельки – предпочитает использовать свое обаяние.
Зигзаги в листве – осторожность и скрытность.
Листва, похожая на узор, - женственность, приветливость, обаяние.
Пальма – стремление к перемене места.
Плакучая ива – недостаток энергии и задора, стремление к твердой опоре и поиск позитивных контактов; возвращение к прошлому и опыту детства; трудности в принятии решений.
Зачернение, штриховка – напряжение тревожность.
Ствол зачернен – внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым; скрытая агрессивность.
Ствол из одной линии - отказ реально смотреть на вещи.
Ствол нарисован тонкими линиями, а крона толстыми - может самоутверждаться, и действовать свободно.
Линии ствола прямые - ловкость, находчивость, не задерживается на тревожащих фактах.
Линии ствола кривые - активность заторможена тревогой и мыслями о непреодолимости препятствий.
Ветви не связаны со стволом - уход от реальности, несоответствующей желаниям, попытка "убежать" от нее в мечты и игры.
Ствол оторван от земли - недостаток контакта с внешним миром; жизнь повседневная и духовная мало связаны.
Ствол расширяется книзу - поиск надежного положения в своем кругу.
Ствол сужается книзу - ощущение безопасности в кругу, который не дает желаемой опоры.
Земля изображена одной чертой - сосредоточенность на цели, принятие некоторого порядка.
Земля изображена несколькими различными чертами - действия в соответствии со своими собственными правилами, потребность в идеале.
В случае метафорического изображения, полезным может оказаться интерпретация на основе методики «Несуществующее животное».
Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии стандартного вертикального листа.
Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на утверждения, признание, на самоутверждение в обществе.
Положение рисунка в нижней части листа - обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, нерешительность, подавленность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.
Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее часть фигуры).
Голова повернута вправо - устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается или планируется - осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже, и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, намерений и наклонностей.
Голова повернута влево - тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть планов осуществляется или начинает осуществляться. Нередко проявляется нерешительность и боязнь приступать к каким-либо активным действиям.
Положение "анфас" - голова направлена на рисующего - трактуется как эгоцентризм.
Увеличенный (в сравнении с размером остальной фигуры) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и в окружающих.
На голове расположены детали, соответствующие органам чувств - уши, рот, глаза.
Значение детали "уши" - прямое: заинтересованность и потребность в информации, значимость мнения окружающих о себе.
Еще по теме:
Способы разрешения конфликтных ситуаций
По мнению специалистов в области разрешения конфликтов, стратегии взаимодействия, избираемые участниками конфликтной ситуации, становятся решающим фактором ее конструктивного преодоления [5, С. 77].
Стратегии поведения участников межличн ...
Психопедагогика в физической культуре
Многие педагоги, психологи, гигиенисты, физиологи, философы, врачи говорили о врожденном характере стремления к движению и о большом значении двигательной активности для жизнедеятельности человека.
Естественная потребность в движении име ...
Невербальное поведение: структура и функции
Известно, что мимика и жесты как элементы невербального поведения личности являются одной из первых визуальных знаковых систем, усваиваемых в онтогенезе. Наиболее веским аргументом в пользу приоритета невербального языка над вербальным сл ...