Интегративно-оценочная интерпретация
Для выявления индивидуально-типологических особенностей человека, его представлений о себе, своей внешности, личности и отношений к ней. Романова Е. С., Потемкина О. Ф. предлагают интегративно-оценочную интерпретацию, которая производится с учетом следующих параметров.
Эстетическое изображение (легкость, гибкость линий, выразительность черт, лаконичность образа) – выполняется лицами, имеющими художественные способности.
Схематическое изображение – в виде лица, схемы тела, бюста, нарисованных в профиль или анфас. Чаще к такому типу изображения тяготеют лица интеллектуального склада ума (мыслители по И. П. Павлову), Для которых важно получить наиболее общее представление о явлении; частности и детали их интересуют по мере надобности. По-видимому, это изображение соответствует синтетическому когнитивному стилю с тенденцией к обобщению.
Реалистическое изображение – выполненное с более тщательными подробностями, то есть прорисовкой, лица, волос, ушей, шеи, одежды. Обычно так рисуют люди, отличающиеся большой педантичностью, склонные к детализации; аналитическому когнитивному стилю.
Метафорическое изображение – человек изображает себя в виде какого-либо предмета, Например чайника или химической пробирки, Спортивного снаряда, животного, растения, литературного персонажа и так далее. Такое изображение выполняют лица художественного склада, обладающей развитой фантазией воображения, творческими способностями и, разумеется, известной долей чувства юмора.
«Автопортрет в интерьере» - изображение человека в окружении каких-либо предметов, на фоне пейзажа, комнаты и т.д. По-видимому, к такого рода изображению склонны лица, обладающие способностью к сюжетному описанию, а также направленностью на внешне предметное окружение.
Эмоциональный автопортрет – человек отразил себя в каком-либо эмоциональном состоянии, часто является шаржем или напоминанием его. По-видимому, лица, обладающие более высокой эмоциональностью. Рефлексирующие собственное состояние, склонны к такого рода рисунку. Причем переживаемая эмоция может быть часто противоположна той, которая изображается. Например, грустный человек часто рисует улыбающееся лицо и т.п.
Изображение позы или движения – человек изображает себя в период совершения, какого либо действия. По-видимому, такой тип изображения свойственен лицам с выразительными движениями, увлеченностью спортом, танцами и т.п.
Изображение автопортрета со спины – вместо лица рисуется затылок; обычно такое изображение свойственно людям, обладающие противоречивостью в отношении к инструкции, например, экспериментатору и т.д., либо при нежелании рисовать лицо и другие изображения [11].
Интерпретация элемента «Дерево».
Интерпретация по К. Коху исходит из положений К. Юнга (дерево - символ стоящего человека).
Корни – коллективное бессознательное.
Ствол – импульсы, инстинкты примитивные стадии.
Ветви – пассивность или противостояние жизни.
Интерпретация рисунка дерева всегда содержит постоянное ядро (корни, ствол, ветви) и элементы украшений (листва, плоды, пейзаж).
Интерпретация К. Коха была направлена в основном на выявление патологических признаков и особенностей психического развития.
Предлагается вариант интерпретации, описанный в современной литературе, который можно использовать в повседневной практике психологических консультаций.
Земля приподнимается к правому краю листа – задор, энтузиазм.
Земля опускается к правому краю листа – упадок сил, недостаточность стремлений.
Корни. Корни меньше ствола – желание видеть спрятанное, закрытое.
Корни равны стволу – боле сильное любопытство, уже представляющее проблему.
Корни больше ствола – интенсивное любопытство, может вызвать тревогу.
Корни обозначены чертой – детское поведение в отношении того, что держится в секрете.
Корни в виде двух линий – способность к различению и рассудительность в оценке реального; различная форма этих корней может быть связана с желанием жить, подавлять или выражать некоторые тенденции в незнакомом кругу или близком окружении.
Симметрия – стремление казаться в согласии с внешним миром. Выраженная тенденция сдержать агрессивность. Колебания в выборе позиции по отношению к чувствам, амбивалентность как возможный источник внутреннего конфликта. Заторможенные моральные проблемы.
Расположение на листе двойственное – отношение к прошлому, к тому, что изображает рисунок, т. е. К своему проступку. Двойное желание: независимости и защиты в рамках окружения.
Центральная позиция – желание найти согласие, равновесие с окружением. Свидетельствует о потребности в жесткой и неукоснительной систематизации с опорой на привычки.
Еще по теме:
Воспитание как целенаправленное воздействие на личность с целью
формирования у нее определенных психических и личностных качеств
Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования (активизации) разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, п ...
Методика предотвращения конфликтов в молодой семье
На основании предыдущих глав и результатов исследования можно сконструировать методику предотвращения конфликтов в молодой семье. Если конфликты все же возникают, то необходимо избегать деструктивных ссор и ссориться конструктивно.
Надо: ...
Понятие тревожности
Тревожность – личностная черта, проявляющаяся в легком и частом возникновении состояний тревоги. Тревожность возникает при благоприятном фоне свойств нервной и эндокринной систем, но формируется прижизненно, прежде всего, в силу нарушения ...