Определение, понятие, компоненты темперамента
Однако на практике все велось к изучению отдельных темпераментных свойств, к которым В.С. Мерлин относил сенситивность, реактивность, активность, соотношение реактивности и активности, темп реакций, пластичность - ригидность, экстравертированность - интровертированность.
Прикладное значение учения о темпераменте, как отмечает М.К. Тутушкина, заключается в определении тех негативных и позитивных черт, которые проявляются в поведении человека. Например, холерику надо всегда помнить, что его активность может носить разрушительный характер. Сангвинику необходимо, особенно в важных вопросах, быть немного посерьезнее; флегматику - не забывать, что желательно действовать несколько быстрее, меланхолику - уметь отделять неудачи от "катастроф", неурядицы - от бед, частный промах - от крушения жизненных планов.
Для темперамента показательна, во-первых, сила психических процессов. При этом существенна не только абсолютная сила их в тот или иной момент, но и то, насколько она остается постоянной, т.е. степень динамической устойчивости.
Существенным выражением темперамента является скорость протекания психических процессов. От скорости или быстроты протекания психических процессов нужно еще отличать их темп и ритм. Основное проявление темперамента очень часто ищут в динамических особенностях "реакций" человека - в том, с какой силой и быстротой он действенно реагирует на раздражения. Действительно, центральными звеньями в многообразных проявлениях темперамента являются те, которые выражают динамические особенности не отдельно взятых психических процессов, а конкретной деятельности в многообразных взаимосвязях различных сторон ее психического содержания. Для темперамента особенно существенны впечатлительность человека, импульсивность, тревожность. [15, с.613]
Впечатлительность - это сила воздействия на человека различных стимулов, время их сохранения в памяти и сила реакции на них. Одни и те же стимулы на впечатлительного человека оказывают большее воздействие, чем на недостаточно впечатлительного.
Импульсивность проявляется в несдержанности реакций, в их спонтанности и появлении еще до того, как человек успевает обдумать сложившуюся ситуацию и принять разумное решение по поводу того, как в ней действовать. Импульсивный человек сначала реагирует, а потом думает, правильно ли он поступил, часто сожалеет о преждевременных и неправильных реакциях.
Тревожный человек отличается от малотревожного тем, что у него слишком часто возникают связанные с беспокойством эмоциональные переживания: боязнь, опасения, страхи. Ему кажется, что многое из того, что его окружает, несет в себе угрозу для собственного "Я". Тревожный человек боится всего: незнакомых людей, телефонных звонков, экзаменов, испытаний, официальных учреждений, публичных выступлений.
Сочетание описанных свойств и создает индивидуальный тип темперамента. Те проявления темперамента, которые в конечном счете становятся свойствами личности, зависят от обучения и воспитания, от культуры, обычаев, традиций, многого другого. [12, с.402]
В основе взглядов Шелдона также лежит предположение о том, что тело и темперамент - это 2 параметра человека, связанных между собой. Структура тела определяет темперамент, который является его функцией. У. Шелдон исходил из гипотезы о существовании основных типов телосложения, описывая которые он заимствовал термины из эмбриологии. Им выделены 3 типа:
Еще по теме:
Половой вопрос и трудные дети
Дети, социально выбитые из колеи, довольно часто рано развёртывают свою половую жизнь, притом не только в нормальных, но и в извращённых её формах.
Причиной этого избыточного полового возбуждения (гиперсексуальности) является невозможнос ...
Факторные модели интеллекта. Характеристика интеллекта по Л. Терстоуну
Также как и Давид Векслер, Луис Терстоун [6] выступал за то, что существуют разные группы способностей. Поэтому дети, которые имеют высокие показатели развития одних способностей, одновременно могут иметь очень низкие показатели развития ...
Развитие потребностей. Понятие о профессионально-значимых особенностях
мотивационно – потребностной сферы личности
Можно выделить два этапа в процессе развития каждой потребности. Первый этап — это период до первой встречи с предметом, который удовлетворяет потребность. Второй этап — после этой встречи.
Как правило, на первом этапе потребность для су ...