Понятие ответственности в психологической науке

Материалы » Психологические особенности проявления ответственности в младшем школьном возрасте » Понятие ответственности в психологической науке

Страница 2

Опираясь на исследования Н.М. Трофимовой [16], я могу полностью согласиться с ее точкой зрения на эту проблему и пути её решения. Для создания школьной среды, в которой учащиеся не только накапливали свой личный опыт общественного поведении и норм, но и нравственно взрослели. Современные младшие относят порядочность, ответственность, культурность к понятиям «прошлого», однако у них наблюдается интерес к формированию и возобновлению этих качеств личности в себе и своих сверстниках. Как писалось в работе Н.М. Трофимовой, «Именно этот возраст представляет большие возможности для систематического и последовательного этического и морально-волевого воспитания детей».

Cледует отметить, что в отечественной психологии до сих пор остается нерешенным вопрос о сензитивных периодах воспитания ответственности и возрасте, в котором она появляется. По данным авторов он колеблется от 5 - 6 лет (З.Н. Борисова, В.С. Мухина), до студенческого возраста (К.А. Абульханова-Славская).

По мнению большинства авторов, воспитать ответственность, - значит, научить субъекта осознавать соотношение прав и обязанностей, "свободы и несвободы одновременно" (В.В. Ильин, А.Е. Разумов).

Волевые качества не даны от рождения и формируются только в ситуациях, требующих их проявления. Cпособностью предвидеть конечный результат своих действий и поступков, брать на себя ответственность и руководить своими действиями, по мнению Л.И. Божович, обладают далеко не все зрелые, сформировавшиеся личности. Я хотела бы согласиться с мнение Л.И. Божович, что если развивать и тренировать эти способности в детстве, то в зрелом возрасте можно достичь большего согласия и совершенства в управлении самим собой. На мой взгляд, эта мысль весьма разумна и если её придерживаться в современном образовательном процессе, то можно в будущем надеться на более совершенные модели поведения у людей во взрослой жизни.

Экспериментальные исследования З.Н.Борисовой[5], А.И.Жаворонко, К.А. Климовой, Л.С.Славиной и других авторов свидетельствуют, что ответственное отношение к порученным обязанностям и их исполнение формируются у детей в дошкольном возрасте. К пяти годам ребёнок усваивает и соблюдает правила коллективной жизни, несмотря на то, что эти правила пока недостаточно им осознаны.

Нельзя, на мой взгляд, в вопросе про формировании ответственности у детей не затронуть вопрос генетических изменений, им занимался Ж. Пиаже [12]. Большое внимание в своих работах Ж.Пиаже уделяет исследованиям генетических изменений в нравственных суждениях детей. Автор предлагает испытуемым два рассказа. Герой каждого из них совершает какой-либо поступок, имеющий нравственный смысл. Приведём примеры:

А. Мальчик по имени Джон находился в своей комнате. Его позвали обедать. Он пошел в столовую. За дверью стоял стул, на котором лежал поднос с 15 чашками. Джон не знал об этом. Входя, он стукнул дверью поднос, и все чашки разбились.

Б. Мальчик по имени Генри в отсутствии матери пытался достать джем из шкафа. Он влез на стул и протянул руку. Но джем был слишком высоко, и он не мог достать его, только задел чашку, которая упала и разбилась.

Рассказывая подобные истории, экспериментатор просил испытуемого сравнить степень виновности героев, определить, кого из них он считает более непослушным и почему: того, кто случайно разбил 15 чашек, или того, кто разбил только одну чашку, пытаясь добыть джем без разрешения? Кого из провинившихся следует наказать строже? Задаются также различные уточняющие вопросы о том, откуда происходят правила, можно ли их изменить, какое наказание называют справедливым, что такое ложь, почему плохо красть и др.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Проблема становления межличностных отношений в детском коллективе. Особенности социометрической структуры группы детского сада
Социальные контакты между детьми уже возможны уже на 1ом году жизни. Этой проблемой занималась Царегородцева. Основными контактами являются познав-е и эмоц-е. Познав-е контакты – дети стараются рассмотреть лицо, руки, пощупать одежду. Ча ...

Изучение индивидуально-типологических особенностей дошкольника
Метод наблюдения является наиболее приемлемым для изучения темперамента детей дошкольного возраста. Он помогает по жизненным показателям определить основные свойства нервной системы, лежащие в основе темперамента конкретного ребенка. Выде ...

Основные этапы развития общения
В психологи представлены основные этапы, как и в каком возрасте, общение начинает влиять на развитие. Вкратце о них: 1. Ребенок, которому отроду 3 месяца начинает познавать общение обычной мимикой и жестикуляцией. 2. В возрасте до года, ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru